VI Собрание представителей профсоюзов  работников непроизводственной сферы.

       5 декабря 2017 г. в г.Москва состоялось VI Собрание представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации. Зенкова Л.Г. была направлена делегатом на VI Собрание. На Собрании был представлен отчет Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ о работе за период с декабря 2012 года по декабрь 2017 года. Были обозначены задачи Ассоциации на предстоящий период, представлен отчет Ревизионной комиссии Ассоциации. Также прошло активное обсуждение доклада.

Доклад VI Собранию представителей профсоюзов
  работников непроизводственной сферы РФ,
5 декабря 2017 г., г. Москва
 
О работе Совета Ассоциации профсоюзов работников
непроизводственной сферы РФ
за период с декабря 2012 года по декабрь 2017 года

 

Уважаемые делегаты и гости Собрания!

Пять лет отделяют нас от того момента, когда представители трех профсоюзов работников  непроизводственной сферы РФ, подведя итоги деятельности в предшествующее 5-летие,  определили основные направления дальнейшей работы Совета Ассоциации по координации деятельности  профсоюзов по защите трудовых, профессиональных, социально-экономических интересов членов наших профсоюзов.

  Что сделано за прошедший период? Какие новые задачи  ставила перед нами жизнь и как мы совместными усилиями находили выход из складывающейся ситуации? Что не удалось из намеченного?

На все эти вопросы должно ответить наше Собрание, подводя итоги пятилетия!

Но оценивая пройденный путь, еще более важно определить основные задачи на предстоящий пятилетний период, который, очевидно, станет  периодом все более углубляющихся реформ в наших сферах деятельности.

В докладе мне, разумеется, не удастся  подробно осветить все многообразие нашей деятельности и глобальность предстоящих проблем и задач. Надеюсь, что выступающие дополнят меня, выскажут мнения о перспективах развития нашей Ассоциации, определят основные направления работы на предстоящий период и, конечно,  дадут оценку деятельности Совета Ассоциации.

Вы также получили на руки обстоятельный Отчет о многосторонней работе Ассоциации, отраслевых профсоюзов, в нее входящих, что позволит нам более оперативно обсудить вопросы Повестки дня нашего Собрания.

Итак, чем же был характерен прошедший период?!

Начну с одного из основных стратегических направлений нашей деятельности в отчетном периоде  – вопросы  достойной оплаты за достойный труд!

В сфере этой проблематики завершающий год прошлого пятилетнего периода был ознаменован принятием Президентом РФ основополагающих Указов от 2012 года – их было три.

Это объективно создало общий фон для работы трех отраслевых профсоюзов в рамках Ассоциации, изменения всей конструкции взаимоотношений профсоюзов и органов управления соответствующего уровня, работы «на поле» подготовки предложений по  их реализации и контроля  за исполнением принятых нормативных актов. 

Можно по-разному оценивать результативность нашей совместной работы в отчетном периоде. Но мне хочется подчеркнуть один немаловажный концептуальный итог. Именно в этот период мы в полной мере оценили важность и необходимость принципов социального партнерства, отрабатывали их в реальных условиях решения конкретных вопросов.

Активно проводилась работа с руководством и специалистами аппарата Правительства, Администрации Президента страны, профильных министерств, руководством, депутатами Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, профильных Комитетов и Комиссий Палат Парламента.

Круглые столы, Парламентские слушания, участие в Рабочих группах, совещаниях на разных уровнях, в т.ч. совместно с другими общественными организациями, консультации с руководителями политических партий и фракций, многочисленные письма и обращения не только от центральных профсоюзных органов, но и с мест, были направлены на  привлечение внимание  органов законодательной и исполнительной власти к основным проблемам бюджетной сферы.

В этих целях широко использовалась «трибуна» общероссийских мероприятий, в частности Общероссийского народного фронта, в рамках Форумов которого с нашим активным участием анализировались и обсуждались  как концептуальные, так и конкретные проблемы в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Новый виток, на принципиально ином уровне, получила работа в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Так,  важным свидетельством того, что даже в это сложное время необходимо и возможно находить общие подходы в работе с социальными партнерами, является ежегодная разработка Единых рекомендаций РТК по установлению систем оплаты труда работников бюджетных учреждений.

 Не могу не подчеркнуть, что в последние годы отраслевые разделы Единых рекомендаций стали более «приближены» именно к специфическим проблемам нашей деятельности. Но самым принципиальным является тот факт, что в условиях не только межотраслевой, но и внутриотраслевой разобщенности систем оплаты труда, формат  подготовки и принятия Единых рекомендаций позволил в определенной степени обеспечить единые подходы к исчислению заработной платы в учреждениях разных типов и разных видов деятельности, разного уровня.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что эта работа стала  реальной школой социального партнерства не только для Профсоюзов и Ассоциации в частности, но и для Правительства и работодателей страны.

Так, принципиально важной является норма, в течение ряда последних лет «закладываемая» в Единые рекомендации, о необходимости значительного увеличения доли тарифной (постоянной) части заработка работников, что, по сути, является одним из механизмов реализации одного из наших однозначных, постоянно высказываемых  требований – увеличение гарантированной части заработной платы.

Однако, ситуация в части результативности этой работы  складывается по – разному. Не приводя цифры,  позволю себе сделать неутешительный вывод: сегодня не удалось, в условиях отсутствия дополнительного финансирования на эти цели, достичь решения поставленных задач, в конечном итоге направленных на  ликвидацию существенной диспропорции в уровнях оплаты труда работников даже  одной профессии в различных регионах.

Эта ситуация  в полной мере подтверждает необходимость утверждения единых базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников.  Весь отчетный период мы ставили эту задачу перед Правительством, обращались к Президенту страны,  отмечая фактическое невыполнение нормы его Указа № 597. Предложения по  величине базовых окладов по каждой отрасли направлялись в ведомства, Минтруд России, вопрос вносился на обсуждение Рабочих групп РТК.

В полной мере понимая всю сложность  решения этой задачи в столь разных по уровню финансового обеспечения субъектах РФ, мы продолжаем настаивать на их утверждении, причем, не ниже МРОТ, установленного федеральным законом, с обеспечением дифференциации их размеров по разным категориям работников.

Именно такой подход позволит разрешить многолетнюю правовую коллизию с минимальным размером оплаты труда, который сегодня  включает выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Наши неоднократные обращения в Госдуму РФ, судебные инстанции, поддержка необходимости решения этой проблемы Путиным В.В. на встрече с председателем ФНПР М Шмаковым, проведенная акция в виде сбора подписей под лозунгом «За чистый МРОТ» – конкретных результатов не принесли.  В конечном итоге этот вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного суда России…………..

Очевидно, по этому вопросу нам предстоит  напряженная работа с федеральной властью, в частности,  в рамках работы над проектом Генерального соглашения на 2018-2020 годы, в ходе которой мы продолжаем настаивать и на разработке системы базовых окладов по ПКГ, и на внесении изменений в правовую основу МРОТ.

Продолжая тему МРОТ, должна отметить еще одну нашу принципиальную  позицию. Всецело поддерживая единые подходы  профсоюзов о повышении его до среднероссийского прожиточного минимума, мы  будем настаивать  также на разработке механизмов финансового обеспечения этой нормы, исходя из необходимости обеспечения дифференциации в оплате труда работников с разным уровнем подготовки, квалификации и сложности труда. Для бюджетной сферы это представляется чрезвычайно важным!

Анализируя вопросы совершенствования систем оплаты труда, нельзя не остановиться на проблемах надтарифных выплат, уменьшение размеров которых обусловлено, в значительной степени, поиском финансовых средств для реализации Указов и увеличения  тарифной части заработной платы.

В части выплат за вредные и опасные условия труда эти проблемы были сопряжены также с тем, что именно в эти годы изменилась правовая  база их установления – на основе спецоценки условий труда на рабочих местах, что, разумеется,  стало предметом серьезного внимания Ассоциации.

Наша единая позиция в ходе участия в разработке нормативной базы по реализации соответствующих федеральных законов  заключалась в обосновании необходимости  учета отраслевых  подходов к оценке условий труда с целью недопущения снижения уровня компенсаций. В определенной степени это сделать удалось.

Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что проведение спецоценки уже на начальных этапах выявило значительный спектр вопросов, которые еще предстоит решать в предстоящий период каждым из отраслевых профсоюзов и Ассоциацией  в целом.

Что касается выплат стимулирующего характера, то отмечу главное – в рамках понятия «эффективный контракт» смысловая нагрузка  реформ в сфере оплаты труда в значительной степени обуславливает необходимость увязки размеров заработной платы с результативностью, качеством и объемом труда.

В рамках единой политики, выработанной Ассоциацией, но с учетом специфики каждого  из видов деятельности, отраслевые ЦК Профсоюза приняли участие в разработке профильными Министерствами методических рекомендаций для субъектов РФ по  определению показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

 Одновременно особое внимание обращалось на активизацию деятельности первичных организаций на местах, направленной не только на контроль за правильностью  исчисления зарплаты, но и на обеспечение объективности и прозрачности ее установления, усиление  разъяснительной работы в коллективах учреждений о задачах и принципах совершенствования систем оплаты.

К сожалению, практика показывает, что в этой части есть значительные недоработки, что в определенной степени вызывает напряженность в коллективах, и нам всем предстоит значительная, каждодневная работа среди членов профсоюзов.  Надо отчетливо понимать, что именно такая работа направлена на повышение авторитета каждого из профсоюзов.

Уважаемые коллеги!

Я позволила себе более обстоятельно остановиться на вопросах системы оплаты труда,  так как и  в предстоящий период  это потребует нашего самого серьезного внимания.

Но все мы понимаем, что, в конечном итоге, важен результат реализации этих систем – размер заработной платы.

   Отраслевыми ЦК Профсоюза и региональными организациями осуществлялся ежеквартальный мониторинг состояния среднемесячной заработной платы в целом и по категориям работников, динамики их размеров , хода достижения установленных контрольных показателей  роста, с широкой информацией о результатах анализа на сайтах профсоюзов, на страницах профсоюзных печатных изданий, в средствах массовой информации, систематически рассматривался на заседаниях выборных органов профсоюзов.

      Анализ результатов этого мониторинга  приведен в представленном вам отчетном материале.

Отмечу лишь, что данные Росстата свидетельствуют о росте  номинальной заработной  платы  в здравоохранении, образовании, культуре за период 2013-9 месяцев 2017г.  примерно в 1.5-2 раза . Однако, реальная же заработная плата, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги в этот период  увеличилась в значительно меньших размерах, а в ряде случаев и уменьшалась.

Не может нас не  беспокоить также и имевшие место в отдельные периоды 2016-2017 годов факты снижения размеров  начисленной среднемесячной заработной платы в ряде регионов.

Оценивая ход выполнения Указов Президента страны, хочу остановиться еще на одном принципиальном моменте.

Ассоциация неоднократно обращала внимание  федеральных органов власти, что меры по их реализации, предпринятые чиновниками всех уровней, в значительной степени  направлены на получение формальных, а не истинных результатов оценки труда работников,  по ряду позиций напрямую искажая сам смысл Указов, о чем мы с вами неоднократно говорили в наших аудиториях.

Это замена с 2015 года показателя среднемесячной заработной платы по субъекту РФ на среднемесячный доход от трудовой деятельности; учет при исчислении средней заработной платы наших работников ряда выплат, относящихся к мерам социальной поддержки; практика расчета средней зарплаты на физическое лицо, а не на штатную должность.

Подобные формально-арифметические подходы, по сути, вводят в заблуждение руководство регионов и страны в целом, не позволяют оценить  истинные масштабы проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы, не нацеливают руководителей субъектов РФ на принятие конкретных мер по повышению  заработной платы и создают серьезную напряженность в коллективах наших организаций. 

Коллеги!  Очевидно, итоговые целевые показатели повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, в условиях предпринятых Правительством, не побоюсь этого слова, «статистических манипуляций», в 2018 году будут выполнены.

Но при этом надо понимать также, что для всех регионов серьезным испытанием, очевидно, станет период  2019-2020 годов, после завершения реализации Указов, когда важно будет сохранить достигнутые в 2018 году соотношения средней зарплаты отдельных категорий работников и средней зарплаты по субъектам РФ, что потребует соответствующего финансового обеспечения.

Кроме того, нас не может не беспокоить ситуация  2018 года и последующих периодов, когда в здравоохранении будет достигнут единый размер минимального контрольного показателя для категорий персонала с разным уровнем подготовки, квалификации и сложности работ – среднего и младшего медицинского персонала, а в образовании величины контрольных показателей по средней зарплате всех категорий педагогических работников (кроме ППС) будут практически равны тем, которые установлены для  специалистов среднего звена в здравоохранении.

Совет Ассоциации в рамках подготовки нового Генерального Соглашения на 2018-2020 годы  настаивает на проведении консультаций  по  этим позициям, с целью обеспечения в полном объеме соответствующих норм трудового законодательства.   Но, должна отметить, что наши предложения пока не поддерживаются соцпартнерами, что свидетельствует о предстоящей серьезной работе Совета Ассоциации на основе соответствующей объективной аргументации наших доводов.

Продолжая тему оплаты труда, не могу не остановиться на проблеме уровня заработной платы иных категорий работников, не подпадающих под действие Указов. Для этой группы работников источником повышения зарплаты является только индексация фондов оплаты труда, которая, начиная с  2014 года,  на федеральном уровне  и практически во всех субъектах РФ не производилась. И только в 2017 году, после неоднократных обращений Ассоциации, ФНПР, актуальность проблемы была озвучена Президентом РФ В.Путиным, в результате чего индексация  заработной платы «неуказных» категорий  работников предусмотрена на предстоящий трехлетний период ежегодно по 4%.  В рамках  завершения работы  над проектом федерального бюджета на 2018-2020годы и проектом Генерального Соглашения, а также в ходе  их реализации мы, конечно, будем держать на контроле исполнение этих норм, отстаивая при этом необходимость увеличения размеров индексации.                                                                                                    

Коллеги! Важной темой в нашей работе  продолжала оставаться проблема нарушения сроков выплаты заработной платы, которая в 2016-2017 годах приобрела новый  аспект, в частности,  по причине приостановления в ряде регионов операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений.  Основанием для принятия решения о «блокировке» счетов  стала кредиторская задолженность учреждений.

Длительная многоэтапная работа Центрального Совета Общероссийского профсоюза образования  с Минобрнауки, Минтрудом, Минфином России, неоднократное рассмотрение этого вопроса в рамках РТК, обращение к заместителю председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец, стали побудительным мотивом к разработке  Минфином России соответствующих поправок в действующее законодательство,  предусматривающих стандартные процедуры получения заработной платы в условиях  «блокировки» счетов государственных, муниципальных организаций. Принятие соответствующего закона планируется  до конца 2017 года.

Я привела этот, один из немногих примеров, для подтверждения того, что даже в современных сложных условиях найти выход из сложившихся ситуаций возможно, при условии нашей  работы с социальными партнерами на основании объективной мотивации к поиску  конструктивных решений! 

Коллеги! Дополнительной проработки потребовала позиция, предусмотренная в указах Президента РФ о возможности повышения оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе за счет внутренних ресурсов, высвобождаемых в связи с реорганизацией неэффективных организаций.

Учитывая масштабность мероприятий, Ассоциация настаивала на необходимости предварительного обсуждения и согласования их с  профессиональным и гражданским сообществом, разработке комплекса мер по переобучению и трудоустройству высвобождаемых специалистов. В результате ряд  позиций в этой части нашли отражение в соответствующих отраслевых нормативных актах.

 Однако, Профсоюзы не может не беспокоить тот факт, что реализация данного направления еще более усугубляет существующие кадровые проблемы, значимой стороной  которых является рост интенсификации труда работников. Приведу ряд цифр по здравоохранению, где в рамках научной работы, проведенной по заказу ЦК Профсоюза, зафиксировано, что  продолжительность рабочей недели превышает  39 часов для трети опрошенных, а 20% респондентов работают 60 и более часов в неделю. Уточню – это при официальной работе на одну ставку!

К сожалению, подобная ситуация имеет место и в сфере образования и культуры.

В этих условиях представляется крайне актуальным тот факт, что в  рамках Программы поэтапного совершенствования оплаты труда  предусмотрен комплекс мер по пересмотру норм труда работников.

Профсоюзы – члены Ассоциации активно участвуют в этой работе.

Так, Профсоюзом работников культуры совместно с министерством подготовлены типовые нормы труда по значительной части работников, методические рекомендации по нормированию труда в учреждениях; интерес представляет интерактивный электронный сервис в целях управления процессами планирования и контроля формирования штатного расписания в учреждениях культуры.

В сфере здравоохранения с участием Профсоюза утверждены типовые нормы труда по 10 врачебным специальностям.

В сфере образования за отчетный период при активном участии Профсоюза министерством регламентированы вопросы продолжительности рабочего времени, учебной нагрузки педагогических работников, особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных организаций. Вместе с тем, Профсоюз образования озабочен тем, что процесс разработки норм труда в отрасли недопустимо затянулся, в  связи с чем  был вынужден направить соответствующие письма Министру образования и науки РФ О.Ю.Васильевой и в Секретариат РТК.

Решение проблемы дефицита кадров имеет многогранный характер, увязано не только с мотивацией их привлечения и закрепления на местах, но  и с подготовкой кадров с учетом специфики и потребностей соответствующих видов деятельности.

В наших отраслях активно идут процессы расширения  целевого приема на обучение в организациях специального образования,  актуализации программ   подготовки, совершенствования практики допуска специалистов на занятие профессиональной деятельностью на основе принципиально новой системы независимой оценки уровня подготовки специалиста профессиональным сообществом. Разумеется, это не может не стать предметом пристального внимания профсоюзов, т.к. в рамках этих процессов необходимо предотвратить нарушение трудовых и профессиональных прав членов профсоюзов.

Так, участие представителей Профсоюза работников здравоохранения, Российского профсоюза культуры  в составе Комиссий по аттестации специалистов на квалификационную категорию, по  допуску к конкурсным процедурам ректоров ВУЗов  направлено на  обеспечение объективного подхода к оценке уровня подготовки и квалификации специалистов здравоохранения, готовности  и нацеленности руководителей ВУЗов к решению трудовых и социально-экономических проблем работников. .

В сфере образования при активном участии Профсоюза  разработана и апробирована процедура независимой оценки профессиональных компетенций выпускников вузов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, обновленной системы государственной итоговой аттестации выпускников вузов.

С темой совершенствования образовательного процесса тесно увязаны вопросы разработки профессиональных стандартов, т.к. именно они определяют потребность в подготовке специалистов  определенной квалификации, исходя из потребностей соответствующей отрасли.

         С нашим участием в составе Экспертного совета при Минтруде России, а затем при Президенте России формировалась нормативная правовая и методическая база по разработке и применению профстандартов, вносились изменения в Трудовой кодекс РФ; более четко сформированы требования к уровням квалификации специалистов, утверждены ряд профстандартов по отдельным видам деятельности.

     Вместе с тем, необходимо отметить, что впереди предстоит еще большая работа и по разработке новых профстандартов,  и по их применению на практике. Это станет предметом  пристального внимания Ассоциации в предстоящий период.

Коллеги!  Не менее важным направлением нашей деятельности остается профсоюзный контроль на местах за реализацией  трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, активно используя арсенал форм и методов работы, предусмотренных законодательством.

Я не буду называть здесь показатели, свидетельствующие о результативности этой работы; они приведены в Материалах, полученных вами. Но одну цифру я позволю себе привести: экономический эффект от правозащитной работы трех профсоюзов только в 2016 году составил около 12 млрд. руб.

Хочу лишь подчеркнуть, что именно эта работа, связанная с предотвращением, устранением нарушений трудовых прав конкретных работников  является наиболее показательным фактором мотивации членства в наших профсоюзах и, разумеется ее следует активизировать на всех уровнях.

 Уважаемые коллеги!

 Специфика  работы наших Профсоюзов  многогранна  потому, что вопросы защиты трудовых прав, социально – экономических и профессиональных интересов работников неотделимы от вопросов организации деятельности  здравоохранения, образования и культуры в целом.

В начале своего выступления я не зря назвала прошедшие 5 лет периодом больших перемен в социальной сфере. Именно в отчетный период усилия государства сконцентрировались  не только на процессе децентрализации  системы оказания всех социальных услуг, но и на принципиальных изменениях организационно-финансовых механизмов их оказания, на  формировании  подходов по  участию негосударственных организаций в оказании социальных услуг.

Основные факторы, обусловившие особенности и специфические условия реформирования  этих видов деятельности в последние годы достаточно обстоятельно освещены в представленных вам материалах. Разумеется, каждый профсоюз вынужден был учитывать специфику этих процессов. Но общей для всех нас оставалась тема, связанная с необходимостью отстаивания принципиально значимых гарантий,    обеспечивающих  права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования и здравоохранения, на доступность достижений культуры.

Но, разумеется, «во главу угла» нашей деятельности мы ставили и ставим вопросы защиты трудовых прав, профессиональных и социально-экономических интересов работников, при этом принципиальные требования отраслевых профсоюзов «укладываются»  в общие требования, которые мы сообща определяем в рамках Ассоциации.

        Важнейшим из этих общих требований  является отстаивание  необходимости принципиального увеличения финансового обеспечения наших видов деятельности,  в т.ч. до уровней, рекомендуемых международными стандартами.

         Не приводя цифр, характеризующих эти вопросы в настоящее время и на ближайшую перспективу, отмечу, что позиция Ассоциации в этом неизменна –  только в условиях достойного финансирования  возможно инновационное развитие наших отраслей в интересах повышения качества оказываемых социальных услуг, непреложным условием чего, в свою очередь, является достойное материальное обеспечение работников, повышение престижности их профессий.

Разумеется, в этой связи в центре внимания продолжали оставаться вопросы финансового обеспечения повышения   уровня оплаты труда, в том числе в ходе реализации Указов Президента РФ от 2012 года.

 Нашу главную задачу здесь, на федеральном уровне, мы видели и видим в отстаивании позиции об увеличении финансовых средств на эти цели, оказании  финансовой поддержки субъектам РФ из федерального бюджета, обеспечении  роста тарифов на медицинские услуги в системе ОМС.

 В сложившихся непростых экономических и политических условиях эти задачи остаются стратегическими и на предстоящий период.

Учитывая предстоящее важнейшее политическое событие – выборы в марте 2018 года Президента РФ, представляется необходимым использовать  предвыборную кампанию для формирования наказов кандидатам в Президенты РФ с отражением нашей позиции по всем этим вопросам.

Необходимо  донести до тех, кто планирует возглавить страну, что педагоги, медицинские работники, работники науки и культуры – люди с  особой миссией, наивысшее предназначение которых – формировать «человеческий потенциал» России – образованных, здоровых, воспитанных на лучших отечественных и зарубежных культурных традициях граждан.  Однако эксплуатировать знания, способности и этические нормы этих высококлассных специалистов без соответствующей отдачи Государства и Общества становится все труднее. И нельзя до бесконечности испытывать терпение тех, кто, в конечном итоге, обеспечивает государственную безопасность  и будущее страны!

Считаю, что на нашем Собрании мы должны сформулировать эти Наказы и поручить вновь избранному Совету Ассоциации  направить их в адрес конкретных кандидатов в Президенты РФ.

Коллеги!   Современное законодательство во многом по-новому определило роль профсоюзов и их место среди институтов гражданского общества. При этом основополагающим принципом нашем деятельности стал принцип социального партнерства, с едиными концептуальными подходами по реализации которого мы определились в рамках Ассоциации.

Я уже остановилась на отдельных вопросах, когда в результате пусть очень сложных, но достаточно эффективных переговоров на федеральном уровне, нам удалось отстоять ряд позиций по защите интересов работников.

Однако, не могу также не отметить, что, к сожалению, в рамках реализации Генерального соглашения на 2014-2017 годы нам не удалось добиться принятия решений по ряду вопросов, ждущих неотложного решения на государственном уровне. Это и вопрос утверждения Правительством страны базовых окладов по ПКГ, и подходы к формированию отраслевых систем оплаты труда, и проблема МРОТ. Сейчас мы активно работаем над проектом Генсоглашения на 2018-2012 годы, которое предполагается заключить в декабре 2017 года. И готовы отстаивать необходимость  выработки консолидированных подходов сторон социального партнерства по этим и ряду других острых проблем. 

Что касается отраслевых Соглашений, то в прошедший период очевидно активное расширение практики их заключения, что позволяет трем профсоюзам обеспечить их направленность на  конкретизацию и повышение уровня дополнительных гарантий и льгот работникам по сравнению с действующим законодательством.

    Разумеется, конкретные вопросы установления  льгот работникам решаются на местах, в рамках заключения коллективных договоров. Не останавливаясь подробно на этой теме, хочу лишь отметить, что в прошедший период на  колдоговорной процесс наложил отпечаток продолжающийся процесс реформирования отраслей, реструктуризации учреждений, отдельных служб, их объединения. В этих условиях региональным и первичным организациям необходимо научиться более оперативно реагировать  на  объективные процессы, проходящие в наших отраслях, обеспечивая правовую основу реальной защиты прав и интересов работников. Ведь высказанное Шмаковым выражение «Нет колдоговора- нет первичной организации Профсоюза» фактически реально отражает суть вопроса.

Предметом договорного регулирования все больше становятся вопросы защиты социальных интересов работников наших отраслей.

 А здесь у нас также немало проблем.

Яркий пример тому – предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности. Здесь  законодательство разделило  подходы к решению этого вопроса в наших сферах деятельности.

Так, на федеральном уровне только педагогическим работникам образовательных учреждений законодательно сохранено право  на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг  в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В здравоохранении, в результате активной позиции Профсоюза,  регламентирован конкретный размер компенсации по этим расходам, но только по федеральным учреждениям здравоохранения. При этом, на уровне субъектов РФ в сельском здравоохранении, как и в сфере культуры, отсутствуют единые подходы к установлению размеров этих компенсаций, а  в большинстве  субъектов сегодня эти нормы  реализуются, исходя из нормативов, установленных в конкретных регионах.

И здесь мы в рамках Ассоциации видим серьезную задачу на предстоящий период по  усилению работы с руководителями субъектов РФ, полномочными представителями Президента страны, ФНПР в Федеральных округах. 

Коллеги! Динамичность нашей государственной политической жизни постоянно ставит перед нами новые проблемы.

Так, предметом пристального  рассмотрения Ассоциацией стали вопросы принятой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Блок этих вопросов напрямую касается каждого работающего в нашей сфере. В их числе –  реформирование досрочных страховых пенсий работникам бюджетной сферы, сохранение существующего пенсионного ценза,  выплата пенсий работающим пенсионерам, установление стажа работы для назначения пенсии, коэффициента замещения утраченного заработка,  формула расчета пенсии и т.д.

Очевидно, что в  наступающий период нам всем предстоит огромная работа в этой части по недопущению нарушений прав работников на достойное пенсионное обеспечение, учитывающее специфику деятельности наших отраслей. 

Совету Ассоциации пришлось также активно подключаться к рассмотрению  предложенных вопросов обновления трудового законодательства, в т.ч. по существенному расширению прав работодателей, по сути, направленных на демонтаж сложившейся в Российской Федерации системы социального партнерства. Мы однозначно  выразили свое категорическое несогласие в отношении дальнейшего рассмотрения этих предложений.

Но очевидно и другое. В предстоящий период эти вопросы, конечно, вновь будут ставиться в той или иной степени  и стороной работодателей, да и Правительством РФ. И Ассоциация должна быть готова аргументированно и профессионально, во взаимодействии с ФНПР, противостоять  тенденции развития наступления на права работников и вытеснения профсоюзов и государства из сферы регулирования социально-трудовых отношений.  

Разумеется, важную роль играет консолидация  усилий всех профсоюзов в рамках ФНПР, в  которой интересы трех отраслевых профсоюзов, по наиболее проблемным, общим вопросам представляет Ассоциация.

Но в рамках реформирования отраслей и новых подходов к решению кадровых проблем сложность и глубина задач, стоящих перед нашими профсоюзами и Ассоциацией, продиктовали необходимость выйти за традиционные рамки социального партнерства и  обрести новый опыт развития и расширения социального диалога не только с  государственными, но и  общественными институтами.

И прошедший период подтвердил правомерность этого.

Для подготовки профессиональных заключений по тем или иным вопросам и отстаивания позиций в органах государственной власти  укреплялись деловые контакты с профессиональными общественными организациями, работающими в наших сферах. Не называя их конкретно, отмечу лишь, что Ассоциации необходимо анализировать этот опыт,  который важен именно сейчас – в период реальной модернизации и реформирования отраслей бюджетной сферы, распространяя его среди региональных отделений. 

  Уважаемые делегаты и гости съезда!

Принципиальная общность проблем в наших сферах побуждает нас формировать и общие принципы внутрисоюзной деятельности, укрепления организационного единства всех членских организаций  и их структурных подразделений, кадровой  и финансовой политики, обучения профкадров и профактива, формирования и актуализации информационного пространства, подготовки действенного кадрового резерва, активизации работы с молодежью.

Анализ проблем, которые предстоит решать в  ближайшее время профсоюзам бюджетной сферы, дает нам ответ на вопрос –  нужна ли Ассоциация?

Отстаивая интересы работников учреждений отдельных видов деятельности в бюджетной сфере, мы не должны позволить разобщить нас ни на федеральном, ни на региональном уровнях!

Вся предыдущая практика однозначно показала – для того, чтобы с нами считались, видели в нас полноправных партнеров, Ассоциация должна  оставаться мощной и организационно сильной!

Не снята с повестки дня и вероятность проведения совместных коллективных действий в защиту профессиональных интересов, социально-экономических и трудовых прав членов наших профсоюзов. А опыт проведения их Ассоциацией свидетельствует об их эффективности и результативности.

Сегодня нас более 5,4 миллионов членов профсоюзов, которые объединены в более чем 50 региональных отделений  Ассоциации.

Это значит – есть резерв для пополнения наших рядов, что требует, конечно, и организационных, и личностных усилий лидеров региональных организаций трех профсоюзов.

А Совету Ассоциации необходимо продолжить  активный поиск новых форм внутрисоюзной работы по дальнейшему повышению мотивации и укреплению членской базы, организационного единства профсоюзов, членских организаций  Ассоциации.

Напомню всем известный тезис: «Вместе – мы сила, вместе – мы можем решить стоящие перед нами вопросы».

Разрешите еще раз подчеркнуть, что эффективность  действий  Ассоциации по отстаиванию интересов трудящихся определяется авторитетом и влиянием Профсоюзов в обществе. В этом залог успеха каждого из наших Профсоюзов! И залог нашего общего успеха!

                            Спасибо за внимание!