С 12 по 17 сентября состоялся семинар – совещание руководителей территориальных организаций Российского профсоюза работников культуры на тему: «О совершенствовании деятельности территориальных организаций Российского профсоюза работников культуры в условиях формирования новой модели культурной политики» в г.Сочи.
В открытии семинара-совещания прияли участие:
Цыганова Светлана Николаевна-председатель РПРК,
Романец Ирина Васильевна- заместитель главы г.Сочи,
Кузьмина Лидия Николаевна- начальник управления культуры г.Сочи,
Семихатский Василий Александрович- председатель Краснодарской краевой организации профсоюза работников культуры.
В ходе всех дней семинара-совещания прозвучали следующие доклады:
«Вопросы совершенствования системы оплаты труда в учреждениях культуры»-Локияева Анжелика Викторовна, заместитель руководителя департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ;
«О ситуации с реализацией указов Президента РФ от 2012 года и постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края в части повышения оплаты труда работников культуры»-Осадская Наталья Анатольевна, начальник отдела финансово-экономический деятельности Министерства культуры Краснодарского края;
«Актуальные вопросы правоприменительной практики в профсоюзных организациях»-главный правовой инспектор труда ЦК РПРК;
Практикум «Вопросы финансовой деятельности организации профсоюза» — Столбова Александра Петровна, главный бухгалтер ЦК РПРК;
«О текущей ситуации в учреждениях культуры и организационно-финансовом укреплении Профсоюза»- Цыганова Светлана Николаевна, председатель РПРК.
В докладе Цыгановой С.Н. поднимались вопросы развития кинематографии, о разработанных новых нормах труда для кинематографии. Как отметила Светлана Николаевна, вопрос «О деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» был рассмотрен на Коллегии Минкультуры России 23 августа 2017г. в Сколково. Планируется продолжить практику создания условий для показа национальных фильмов путем предоставления субсидий организациям, осуществляющим кинопоказ, в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек.
При рассмотрении вопроса о театральном искусстве и гастрольной деятельности было отмечено, что для обеспечения дальнейшего расширения театральной аудитории, повышения качества и количества театральных постановок требуется: совершенствование финансирования и нормативно-правового регулирования при детальным учете особенностей театрального дела, отказ от оценки творческих процессов по модели услуг, создание благоприятных условий для работы театров в регионах и дополнительных стимулов для поддержки театров руководителями регионов, создание дополнительных возможностей для самоорганизации театрального сообщества и саморегулирования театрального дела, совершенствование механизмов стимулирования со стороны государства творческой деятельности.
Были затронуты вопросы концертной деятельности, циркового дела, о музеях и выставках, библиотеках, домах культуры и сельских клубах, об образовании и науки в сфере культуры, внутреннем туризме.
Особое внимание в докладе было уделено созданию условий для развития культуры и формированию новой модели культурной политики. Один их волнующих вопросов- заработная плата наших работников. Приоритетной задачей в части повышения зарплаты работникам учреждений культуры является обеспечение условий для роста среднемесячной заработной платы не ниже уровня, установленного региональными «дорожными картами» и соглашениями.
Как было отмечено в докладе, на протяжении 1990-2014 годов года численность работников сферы культуры и искусства, в том числе в федеральных и региональных учреждениях культуры, устойчиво возрастала, увеличившись с 668,3 тыс. человек в 1990 г. до 778,4 тыс. человек в 2014 г. За указанный период увеличилось количество работников, занятых в театрах, концертных организациях, детских школах искусств, музеях, при этом сократилось число работников, занятых в библиотеках, вследствие постепенного перехода ряда библиотек на электронные носители и формирования в регионах мультифункциональных центров, в которых обеспечивается доступ к книжным фондам в электронном виде.
Рассматривая вопрос о финансировании культуры, были проведены следующие данные. По данным Росстата, возрастающая динамика расходов из консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию в 2015 году сменилась сокращением соответствующих расходов в абсолютном выражении. Так, если в 2012 г. из федерального и региональных бюджетов на культуру и кинематографию выделялось 340,2 млрд. рублей, в 2014 г. – 410,0 млрд. рублей (20,5% выше уровня 2012 г.), то к 2015 г. – 395,6 млрд. рублей (снижение на 3,5% по отношению к 2014 г.), в том числе из федерального бюджета – 89,9 млрд. рублей (на 8,1% ниже уровня 2014 г.), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 310,6 млрд. рублей (на 3,1% ниже уровня 2014 г.).
В 2016 г. положительная динамика возобновилась, расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета составили 422,8 млрд рублей, что составило 0,49% от ВВП.
Расходы на душу населения из консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию в течение 2012-2016 гг. увеличились на 21,3% и составили 2 886 рублей в 2016 г.
Приоритетными задачами в части финансирования культуры являются: разработка новой федеральной целевой программы «Культура России» на период после 2018 года; обеспечение прозрачности деятельности аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе, в частности, за счет создания Наблюдательных советов, установления стандарта раскрытия информации, проведения аудита финансовой отчетности, установления административной ответственности за не раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Наиболее важные принятые законы затронули сферу туризма, кинематографа, архивного и библиотечного, музейного дела.
Особое внимание было уделено вопросу об организационно-финансовом укреплении Профсоюза. Были даны ряд рекомендаций территориальным организациям.
Светлана Николаева подчеркнула, что в условиях сегодняшнего дня предельно актуальной задачей для Профсоюза и его организаций остаётся быстрая адаптация к происходящим изменениям в отрасли и внутренним изменениям в Профсоюзе, которые требуют:
— проведение аудита основных функций профсоюзных организаций и полномочий выборных профсоюзных органов, определение приоритетов для каждого уровня профсоюзных организаций, как по защите членов Профсоюза, так и во внутрисоюзной работе;
— поиска более эффективных форм и методов руководства профсоюзными организациями;
— обновления кадровой работы в Профсоюзе, основанной на повышении компетентности кадров и актива, их функциональной и правовой грамотности, значительном повышения исполнительской дисциплины;
— формирования и реализации единой системы профсоюзной учёбы с использованием существующей успешной профсоюзной практики;
— создания в организациях культуры мотивационной среды через Открытые (публичные) отчёты, широкое освещение в прессе, публичных выступлений профсоюзных кадров и актива, раскрывающих возрастающую роль Профсоюза, его конкурентных преимуществ перед иными общественными организациями в сфере культуры.
С докладами Цыгановой С. Н., председателя РПРК; Локияджевой А.В., заместителя руководителя департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ можно ознакомиться на сайте.