Законопроект об особом статусе образования в области искусств одобрен в первом чтении. 20 января Ольга Любимова представила в Государственной Думе проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Основная цель документа – сохранение уникальной трехуровневой системы образования в области искусств (детская школа искусств – училище – вуз) и закрепление особого статуса творческого образования. По итогам голосования законопроект одобрен депутатами в первом чтении.
«27 октября 2020 года на заседании Совета по культуре и искусству Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость превращения детских школ искусств в кружки», — отметила глава Минкультуры России. Она подчеркнула, что благодаря нацпроекту «Культура» растет количество детских школ искусств и численность обучающихся. «За последние два года в 610 ДШИ закуплено 20 тыс. музыкальных инструментов, свыше 8 тыс. единиц оборудования, свыше 15 тыс. единиц учебной литературы. В 2020 году проведен капитальный ремонт и реконструкция в 151 здании ДШИ в 36 субъектах Российской Федерации», — сказала Ольга Любимова. По ее словам, действующее законодательство не в полной мере учитывает специфику образовательной деятельности в культуре. В этой связи законопроект предусматривает закрепление полномочий по организации деятельности детских школ искусств за региональными министерствами культуры; закрепление специальных наименований детских школ искусств – организаций, создаваемых по видам искусств («детская музыкальная школа», детская художественная школа», «детская цирковая школа» и т.д.); изменение принципов отбора в творческие СУЗы (творческий экзамен будет оцениваться не только по зачетной системе, но и по бальной); наделение Минкультуры России правом устанавливать высшим образовательным организациям в сфере культуры и искусства контрольные цифры приема в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. «Это поможет в разработке методических рекомендаций и мониторинге ситуации, ускорит решение различных проблем», — пояснила Ольга Любимова. Например, органы исполнительной власти в сфере культуры смогут разрабатывать и устанавливать базовые нормативы, требования к кадровому составу и оснащению, а также обеспечить организационно-методическое сопровождение деятельности детских школ искусств. Кроме того, изменения позволят при зачислении в творческие СУЗы учитывать индивидуальные способности детей, результаты международных, российских и региональных конкурсов, то есть, оценивать не только по зачетной системе, но и по бальной.
О поддержке законопроекта со стороны Комитета Государственной Думы по образованию и науке рассказал его председатель Вячеслав Никонов. «Высокая культура действительно воспитывает высокие чувства. Внесенный законопроект позволяет поднять на новый уровень работу детских школ искусств», — сказал он, добавив, что важно поддержать проект федерального закона, который должен стать основой для поступательного развития творческого образования в стране. Слова поддержки также высказали председатель Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская и первый заместитель председателя Комитета Елена Драпеко. Справочно: В настоящее время в стране действуют 5042 детских школ искусств, 47 вузов и 162 училища, реализующих музыкальные направления подготовки. В этих образовательных организациях работают более 110 тыс. преподавателей ДШИ, более 12 тыс. преподавателей колледжей и свыше 4,8 тыс. преподавателей вузов. В 2021 году в рамках национального проекта будет оснащено 306 образовательных организаций отрасли культуры (ДШИ и ПОУ), будет закуплено свыше 10 тыс. музыкальных инструментов, свыше 4 тыс. единиц оборудования, свыше 7 тыс. единиц учебной литературы. В 2021 году будет проведен капитальный ремонт и реконструкция в 165 зданиях ДШИ в 76 субъектах Российской Федерации.
Источник: сайт Министерства культуры РФ https://culture.gov.ru/press/news/zakonoproekt_ob_osobom_statuse_obrazovaniya_v_obl asti_iskusstv_odobren_v_pervom_chtenii/