по вопросу «О дальнейшем развитии социального партнерства между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры»
«26» октября 2016 г.
Уважаемый Владимир Ростиславович, Уважаемые члены коллегии и приглашенные!
Наш отраслевой Профсоюз был создан в 1990 году.
В Российский профсоюз работников культуры (далее — Профсоюз) входит 79 территориальных организаций, объединяющих свыше 11 тысяч первичных профсоюзных организаций.
Численность членов Профсоюза составляет 412 тысяч.
РПРК – одно из немногих общественных объединений, которое сохранило не только свою структуру, но и мотивационную базу. Членами отраслевого профсоюза являются почти 80% от количества работающих в библиотеках, клубах, музеях, театрах, киноорганизациях, средствах массовой информации, в издательствах, предприятиях полиграфии, в цирках, в организациях туризма, физической культуры и спорта, в парках культуры и отдыха.
Наша организация является равноправной и уважаемой частью мирового профсоюзного движения, в том числе в составе трех международных профобъединений: работников полиграфии, средств массовых коммуникаций и актеров (ЮНИ-ГРАФИК, ЮНИ-МЕИ и ФИА). Под эгидой Консультативного совета профсоюзов работников культуры независимых государств расширились и укрепились связи с родственными профсоюзами новых независимых государств (ННГ), СНГ.
Завершение работы VI съезда РПРК в 2015г., одной из главных особенностей которого стало избрание нового Председателя Профсоюза, выдвинуло на первый план необходимость решения комплекса вопросов, связанных с перестройкой профсоюзной деятельности с учетом замечаний и предложений, высказанных делегатами и участниками съездовской дискуссии.
Профсоюзной стороной оперативно были подготовлены и направлены в адрес Министерства культуры Российской Федерации (далее — Министерство) предложения, в связи с чем вопрос дальнейшего взаимодействия с Профсоюзом в рамках социального партнерства сегодня рассматривается на заседании Коллегии. За что мы выражаем искреннюю признательность Вам, уважаемый Владимир Ростиславович.
Социальное партнерство в РПРК представлено на федеральном уровне Отраслевым соглашением между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 – 2017гг. (зарегистрировано в Роструде 29.12.2014г. №33/15-16).
Действие Соглашения распространяется на работодателей и работников учреждений Министерства, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ, и служит основой при заключении региональных (территориальных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.
Вот почему мы придаем важное значение исполнению взаимных обязательств Соглашения.
Аналогичные соглашения на региональном уровне заключены территориальными организациями Профсоюза с органами исполнительной власти по культуре в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне учреждений культуры – коллективный договор.
Соглашение позволяет сосредоточить усилия Профсоюза не столько на мониторинге статистических данных и других показателей, чем мы увлеклись в последнее время, сколько на прямом диалоге с работодателями, от действий которого теперь зависит многое, в связи с изменением правового статуса учреждений культуры.
Министерство культуры РФ в рамках действующего Соглашения:
— Взаимодействует с Профсоюзом при подготовке и проведении заседаний коллегий, общественного совета и совещаний, проводимых руководством Министерства и его структурными подразделениями по вопросам модернизации сферы культуры, затрагивающим трудовые и социально-экономические права и интересы работников и обучающихся.
Привлекает Профсоюз:
— к участию в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, стипендиального обеспечения студентов ВУЗОВ и учащихся СУЗОВ, нормирования труда и другим вопросам, затрагивающим социально — трудовые права и интересы работников.
— содействует Профсоюзу в обеспечении деятельности действующих первичных профсоюзных организаций в подведомственных организациях.
Когда главный редактор газеты АиФ спросил Министра Мединского В.Р.: «Можно ли сводить финансирование культуры только к зарплатам?».
Он ответил: «Разумеется нет. Хотя согласитесь, это самый по-человечески понятный индикатор того, как государство относится к своим обязательствам в культурной сфере», — поэтому не могу не остановиться на одной из важнейших задач, которой для нас остается выполнение майских указов Президента Российской Федерации.
С введением майских указов Президента Министерству культуры удалось значительно повысить уровень зарплаты работникам федеральных учреждений культуры и установить достойную зарплату руководителям подведомственных учреждений. И это крайне важно, поскольку длительное время заработная плата работников основного персонала федеральных музеев и библиотек, расположенных в Москве и Санкт – Петербурге, была значительно ниже, чем в городских учреждениях аналогичного типа.
В рамках социального партнерства Министерству культуры с участием Профсоюза удалось решить многолетнюю проблему повышения социального статуса педагогических работников ДШИ: учтены предложения об установлении единой нормы часов за ставку заработной платы (18 часов) — Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014г .№ 1601.
В апреле текущего года на очередном Пленуме ЦК РПРК в г. Владимире с участием Департамента образования и науки и Института развития образования в сфере культуры и искусства (ИРОСКИ) состоялось обсуждение роста заработной платы и достойного места преподавателей ДШИ в культурном пространстве регионов.
По инициативе Министерства в продолжение решения II Пленума ЦК РПРК в июне состоялось заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей с участием Минобрнауки России, на котором приняты три очень важных для художественного образования решения:
-повышение заработной платы преподавателям ДШИ до уровня зарплаты учителей общеобразовательных организаций;
— обеспечение планирования в бюджетах органов управления культурой субъектов РФ средств для финансирования муниципальных ДШИ;
— сохранение принадлежности ДШИ в ведении культурой субъектов РФ и не допущения их передачи в органы управления образованием, а также реорганизации ДШИ путем их присоединения к культурно – досуговым учреждениям.
Профсоюзу необходимо взять под контроль их исполнение и своевременно информировать Министерство культуры о положении дел в регионах.
По итогам первых шести месяцев этого года в федеральных учреждениях средняя зарплата работников оценивается в 48574 руб. (при средней по отрасли – 26156 руб.), в учреждениях субъектов Российской Федерации — в 31592 руб., в муниципальных — в 19781 руб.).
Меньше всех работники культуры зарабатывают в Дагестане, Северной Осетии — Алании, Марий Эл, Брянской и Ивановской областях.
Самой низкой зарплата оказалась в муниципальных учреждениях Костромской области — 12221 руб. и Калмыкии — 12125 руб.
Если говорить о контрольных показателях по выполнению «дорожных карт» в целом по культуре, то в большинстве субъектов Российской Федерации они достигнуты. Однако тут есть некое лукавство, так как механизм статистического анализа повышения заработной платы прямо ориентирован на сокращение расходов бюджетов всех уровней и фактически на корректировку майских указов Президента.
В каждом регионе есть план, в соответствии с которым зарплата работников культуры должна повышаться год от года и к 2018 году их зарплата должна в два раза превысить среднюю зарплату по экономике.
Однако, снижение финансирования не позволяет обеспечить выполнение этих показателей. В итоге некоторые регионы проводят корректировку плана и смещают повышение зарплат на более поздние периоды. В связи с этим рост уровня средней заработной платы в отрасли по сравнению с первым полугодием прошлого года в значительной степени номинальный.
Кроме того, после выхода Постановления Правительства РФ №698 от 11 июля 2015 года произошла замена понятия «средняя заработная плата» на «среднемесячный доход от трудовой деятельности». В среднемесячном доходе учитываются также и выплаты социального характера и иные выплаты, что, понятно, несколько увеличило итоговые показатели. В результате в официальных отчетах уровень заработной платы оказался выше фактического.
Считаем, что невозможность реализовать работодателями организаций бюджетной сферы норм трудового законодательства в части повышения реального содержания заработной платы в условиях отсутствия механизмов финансового обеспечения индексации заработной платы в течение ряда лет приведет к существенному увеличению доли этой категории работников в числе работников с денежными доходами ниже прожиточного минимума и к росту проблем с кадровым обеспечением организаций бюджетной сферы, в том числе культуры.
Официальные цифры Росстата свидетельствуют о бедственном положении работников культуры на региональном и муниципальном уровне, значительная часть которых получает зарплату ниже прожиточного минимума, работает на пол (четверть ставки) и это в условиях, когда неудержимо растут цены на товары первой необходимости, тарифы на услуги, когда властные структуры снимают с себя бремя социальных расходов, перекладывая их на плечи работников — налогоплательщиков.
В ходе подготовки к заседанию Коллегии Профсоюз провел мониторинг социального самочувствия работников учреждений культуры.
Проведенный анализ показывает, что в субъектах Российской Федерации, несмотря на рекомендации Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ, на региональном и муниципальном уровне продолжается оптимизация численности работников культуры. Зачастую сокращение работников и рабочих мест в учреждениях культуры идет бесконтрольно, в нарушение принятых и согласованных дорожных карт.
Так, в Саратовской области по итогам первого полугодия 2016 года численность работников сократилась еще на 274 человека и велика доля работающих на неполной ставке от 30 до 50%. На 1июля в Республике Карелия 23% (574 чел.) работников учреждений культуры заняты на условиях неполного рабочего времени, в Республике Мордовия от 5 до 40% библиотечных работников работают неполный рабочий день, в Приморском крае 33% основных работников библиотек трудятся на 0,25 – 0,75 ставки, в Астраханской области 50% работников культуры в сельской местности трудятся на 0,25 – 0,75 ставки, в Ульяновской области до 30%.
Предлагаем вопрос заработной платы считать главным и жизненно необходимым условием повышения социального статуса работников учреждений культуры.
Какие еще угрозы мы видим с точки зрения ухудшения социально-трудовых отношений к сфере культуры и требований Профсоюза, кроме проблемы «замораживания» зарплаты?
Это непринятие федерального закона «О культуре в РФ».
Почему не удается принять закон? Известно, что остаются разногласия и противоречия по законопроекту. По итогам совещания у Председателя Госдумы осенью 2015г. отмечалось, что в последней версии законопроекта декларативно прописаны механизмы господдержки культуры, размыта формулировка о среднем уровне зарплаты в культуре, исходя из соответствующего Указа Президента 2012 года, поверхностно отражены нормы, касающиеся сельской культуры.
Профсоюз поддерживает проект федерального закона, подготовленный рабочей группой Министерства культуры, который содержит нормы прямого действия и позволит избежать субъективизма со стороны чиновников (сфера культуры к этому крайне чувствительна), а также даст возможность в рамках Концепции государственной культурной политики регулировать развитие социокультурных процессов в муниципальных образованиях.
Это крайне важно, так как более 90% учреждений культуры находится в муниципальных образованиях.
Профсоюз продолжает конкретно заниматься работой по защите прав работников культуры в области охраны труда, особенно в части оптимизации рабочих мест, мероприятий, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
С января 2014 года вступил в силу закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ), которая заменила аттестацию рабочих мест (АРМ).
По сравнению с АРМ уменьшилось количество подсчитываемых вредных факторов, а это чревато снижением подклассов вредности рабочего места и, соответственно, лишением работников льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
В рамках выполнения обязательств раздела «Охрана труда» Отраслевого соглашения работа территориальных и первичных организаций Профсоюза будет сконцентрирована на выявлении и устранении фактов некачественного проведения СОУТ, необоснованного уменьшения размеров компенсационных мер.
Профсоюз настаивает перед работодателями и учредителями на том, чтобы работа по организации системы охраны труда в учреждениях, подведомственных Минкультуры России, особенно в Российской государственной цирковой компании, театрально-зрелищных организациях — продолжалась.
Учитывая, что цирк имеет очень давние традиции, что часто по своему характеру цирки являются передвижными, и что цирк – это отрасль живого сценического искусства, сопряженная разнообразными факторами риска для здоровья и безопасности артистов, связанными с высокими физическими нагрузками и сложностью номеров, частыми контактами с животными (зачастую дикими), использованием открытого огня, а также выступлениями порой в устаревающих зрелищных учреждениях, предлагаем по согласованию с руководством цирковой компании, профильным департаментом Министерства культуры провести в 2017 году опрос в членских организациях с целью сбора информации об условиях труда в сфере циркового искусства, включая традиционный и современный, передвижной и стационарный цирк.
Разработать и представить по результатам этого опроса рекомендации по наиболее эффективной практике.
Не допустить изменений условий назначения досрочных пенсий творческим работникам — наша общая задача.
В связи с продолжающимся реформированием пенсионной системы и желанием Правительства принять типовую пенсионную программу досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в адрес Минтруда и ФНПР направлены возражения и замечания. Считаем, что любые изменения пенсионной системы и даже обсуждение предложений этих изменений должны рассматриваться системно, гласно, на основе постоянных консультаций с отраслевым Профсоюзом и с учетом интересов работников и работодателей.
Уверены, что попытка Правительства отмены досрочных пенсий будет продолжаться и здесь нам предстоит выступить единым фронтом с Комитетом Госдумы по культуре, Министерством культуры и Союзом театральных деятелей.
Сегодня прозвучали лишь некоторые наиболее актуальные аспекты дальнейшего взаимодействия Профсоюза и Министерства культуры Российской Федерации на краткосрочную перспективу.
Завершая свое выступление, хочу отметить, что Профсоюзом накоплен значительный опыт по развитию социально — партнерской практики по заключению отраслевых соглашений на федеральном и региональном уровне.
Считаем, что взаимодействие и необходимость дальнейшего сотрудничества Профсоюза и Министерства по развитию социального партнерства на федеральном уровне и территориальных организаций профсоюза с органами исполнительной власти по культуре на региональном, позволит принимать более конструктивные согласованные решения по улучшению социального положения работников культуры и снижению остроты протестного настроения работников в условиях финансовой нестабильности.