19 июля 2018 г. в Академии труда и социальных отношений состоялся круглый стол на тему «О повышении пенсионного возраста в России и возникающих проблемах».
В заседании приняли участие представители ФНПР, общероссийских отраслевых профсоюзов, ведущие ученые и авторитетные эксперты в сфере труда и социального страхования, органов исполнительной власти.
Открывая круглый стол, ректор АТиСО, заместитель Председателя ФНПР Н.Н. Кузьмина отметила чрезвычайную важность законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающего повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года, сравнив риски его принятия с последствиями принятия закона о монетизации льгот, о приватизации предприятий. При его разработке не были проведены трехсторонние консультации, что противоречит духу социального партнерства, действующему Генеральному соглашению.
Заместитель Председателя ФНПР Д.М. Кришталь отметил, что ФНПР провела экстренное заседание Исполкома ФНПР 26 июня 2018 г., на котором одобрена позиция Профсоюзной стороны по законопроекту, рассмотрены вопросы коллективных действий.
Проректор по развитию АТиСО А.Л. Сафонов представил презентацию «Рынок труда и пенсионный возраст», аргументированно показал риски в случае принятия данного законопроекта. Это риски резкого всплеска уровня безработицы, начиная с возраста 45 лет, резкого увеличения количества получателей пособий по безработице, низкий уровень трудоустройства особенно лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Отсутствие рабочих мест, физическое состояние рабочего населения, практически исчерпавшего свой ресурс к 60 годам, не дают оснований для повышения пенсионного возраста. Продолжительность жизни населения фактически для мужчин составляет 61,4 года. К социальным рискам относятся проблемы ухода за больными супругами, а также ухода и воспитания внуков. По экспертному мнению, положительные экономические эффекты от принятия законопроекта исчезнут через три года.
Авторитетные эксперты в сфере пенсионного законодательства, социального страхования отметили необходимость принятия мер по увеличению уровня заработной платы, нецелесообразность утверждения ставки страховых тарифов в 22% вместо 26%, что ведет к падению доходов ПФР, необоснованность предоставления многочисленных льгот по уплате страховых взносов за счет страхователей. Поставлена проблема необходимости разработки специальных тарифов для «досрочников», поскольку действующие тарифы не покрывают расходы.
Эксперты отметили, что ссылка на рост демографической нагрузки на одного работающего – лукавство, отсутствуют актуарные расчеты, анализ для проведения столь масштабного пенсионного реформирования. Рост производительности труда позволяет обеспечить достойное пенсионное обеспечение в развитых странах.
По общему мнению, шаг повышения пенсионного возраста в один год – чрезвычайно жесткая мера в отношении работающего населения, также отсутствует переходный период вступления будущего закона в силу.
По итогам круглого стола принято решение подготовить рекомендации и заключение по законопроекту для Председателя ФНПР М.В. Шмакова и доведения этой информации до сведения Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Справочно: Законопроект прошел 19 июля т.г. первое чтение в ГосДуме и был одобрен, принято решение о внесении замечаний и поправок к законопроекту ко второму чтению с 18 августа по 24 сентября.
Обращение председателя ЦК РПРК — Цыгановой С.Н. в Общественный совет при Министерстве культуры РФ Общ совет при МК РФ о пенс реформе 20072018
Обращение председателя ЦК РПРК — Цыгановой С.Н. к заместителю Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. Письмо РПРК ТА Голиковой о пенс реф 28062018