Программа развития Российского профсоюза работников культуры на 2015-2020 годы

Приложение № 1 к постановлению  VI съезда
Российского профсоюза работников культуры
от  14.10.2015 г.

Введение
Программа развития Российского профсоюза работников культуры (далее — Профсоюз) на 2015-2020 годы направлена на выполнение уставных целей и задач Профсоюза, участие Профсоюза, его организаций в реализации комплекса стратегических задач развития культуры, сформированного в Российской Федерации, и приоритетных направлений государственной политики в области развития культуры.

Представленная Программа развития Российского профсоюза работников культуры подтверждает преемственность курса, разработанного предыдущим съездом Профсоюза, по защите социально-трудовых и гражданских прав, профессиональных, экономических и социальных интересов работников отраслей культуры на основе повышения эффективности и результативности действий выборных органов Профсоюза всех уровней, способности оперативно реагировать на экономические и структурные изменения в бюджетной сфере, а также по повышению социального статуса членов Профсоюза.

 

Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости в принятии решений и ответственности за их исполнение.

Миссия Профсоюза — представление профессиональных интересов и защита социально-трудовых прав работников культуры, социальных прав обучающихся, содействие сохранению учреждений культуры и устойчивому развитию отрасли.

Профсоюз сегодня — это динамично развивающаяся общественная организация, объединяющая работников предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности сферы культуры, искусства, телерадиовещания, полиграфии, книгоиздания и книгораспространения, кинематографии, средств массовых коммуникаций, печати, спорта, туризма, промышленных, научных и учебных учреждений соответствующего профиля, общественных организаций, творческих союзов, фондов, а также творческих работников – не членов творческих союзов (литераторы, художники, композиторы), студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, работников органов управления, связанных общими производственными, профессиональными, трудовыми и социально-экономическими интересами по роду деятельности. Это союз социально активных, профессиональных и неравнодушных единомышленников, способных привлечь внимание общества и власти к проблемам и перспективам развития культуры.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА:

СВОБОДА СУЖДЕНИЙ

Каждый член Профсоюза имеет право на выражение собственной позиции. Открытый диалог и уважительное отношение к иному мнению способствуют всестороннему раскрытию обсуждаемых проблем, а также помогают нахождению новых и наиболее эффективных решений.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Стремление сохранять, систематизировать и передавать традиции, знания и опыт отечественной культуры, профсоюзного движения от поколения к поколению, осознавая их значимость для духовного и материального развития России.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОЛИДАРНОСТЬ

Понимание и следование принципу солидарности и ответственности за занимаемые Профсоюзом и его организациями позиции, предпринятые действия и результаты деятельности, учитывая их значимость и полезность для всего культурного сообщества, общества и страны в целом.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Объединение тысяч работников отраслей культуры в рядах Профсоюза:

увеличивает степень доверия граждан к целям и результатам деятельности учреждений культуры;

гарантирует осуществление защиты социальных, трудовых прав и профессиональных интересов работников отраслей культуры;

способствует созданию позитивного имиджа, повышению социального и профессионального статуса работников отраслей культуры;

позволяет осуществлять в качестве надежного и авторитетного социального партнера непосредственное участие в реализации проектов модернизации российской культуры, оценке ее социальных последствий и результатов;

обеспечивает деятельное участие в совершенствовании законодательства в сфере культуры;

способствует формированию единства профессиональных интересов, ценностей и целей;

формирует систему профессиональных знаний, опыта и их передачи молодежи.

Профсоюз строит свои взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления и работодателями на принципах социального партнёрства, основанного на равноправии, уважении и учете прав и интересов работников отраслей культуры, работодателей и государства, обеспечивая дальнейшее укрепление и рост авторитета профсоюзных организаций в сфере отраслей культуры.

Программа определяет комплексный подход к реализации основных целей и задач Профсоюза в рамках принятого съездом Устава, а также, учитывает складывающуюся социально-экономическую политику государства, направления развития отраслей культуры с учётом перераспределения полномочий между уровнями власти в социальной сфере и прежде всего – в бюджетном секторе, умением и способностью Профсоюза отстаивать свои интересы в диалоге с властью и работодателями.

 

  1. Цели  Программы:

— повышение эффективности социального диалога между властью и обществом при реализации приоритетных задач государственной политики в сфере культуры;

— развитие и совершенствование деятельности Профсоюза, сохранение и увеличение численности членов Профсоюза на основе российского и зарубежного опыта профсоюзного движения в сфере культуры;

— работа по повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций всех уровней в условиях социально-экономических, содержательных и структурных изменений в отраслях культуры;

— повышение заработной платы членов Профсоюза с учётом инфляции, ликвидация задержек заработной платы, восстановление системы страхования от риска потери работы как эффективного механизма сдерживания роста безработицы, немотивированных сокращений и увольнений;

— расширение социально-экономических гарантий для членов Профсоюза, в том числе предоставляемых работодателем при коллективно-договорном регулировании трудовых отношений;

— совершенствование и расширение профсоюзного влияния в законодательных органах власти и органах местного самоуправления, участие в предвыборных кампаниях, поддержка кандидатов от профсоюзов и политических партий, чьи позиции наиболее полно отражают интересы членов Профсоюза;

— обеспечение постоянного контроля за соблюдением трудового законодательства в учреждениях культуры, взаимодействие с судебными органами, прокуратурой, государственной инспекцией труда, органами управления культурой.

  1. Основные задачи деятельности Профсоюза:

— непосредственное участие в реализации государственной политики в сфере культуры;

— обеспечение развития (модернизации) отраслей культуры в свете проводимой государственной политики с учетом интересов членов Профсоюза;

— укрепление и эффективное развитие системы социального партнерства в сфере культуры;

— разработка совместно с Министерством культуры Российской Федерации и другими социальными партнёрами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях стратегии повышения материального благосостояния работников культуры, обеспечение индексации заработной платы работников отрасли с учётом инфляции;

— развитие действующих и создание новых форм социальной поддержки для работников культуры, обучающихся — членов Профсоюза;

— содействие продвижению и реализации социально значимых проектов и инициатив членов Профсоюза и его организаций;

— участие в создании современных, безопасных и комфортных условий труда для работников сферы культуры с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции и обеспечения действенного контроля за соблюдением условий труда;

— содействие формированию здорового образа жизни работников отраслей культуры и обучающихся, организации их оздоровления

— повышение социального статуса работников культуры;

— профсоюзный контроль за сохранением кадрового потенциала учреждений отрасли;

— укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение эффективности работы профсоюзных организаций всех уровней;

— повышение уровня корпоративной и правовой культуры членов Профсоюза;

— повышение уровня профессиональной компетентности и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза за принимаемые решения и их реализацию;

— укрепление единства и солидарности с членскими организациями  Федерации  Независимых  Профсоюзов  России,  Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации;

— формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве;

—  создание единого информационного поля для членов Профсоюза;

— содействие установлению и укреплению международных связей с целью обмена опытом и расширения зоны влияния Профсоюза;

 

 

  1. Основные направления деятельности Профсоюза:

3.1. Повышение социального статуса работников культуры и обучающихся:

— повышение социального статуса работников сферы  культуры в профессиональной среде и в обществе, в том числе через лоббирование принятия федерального закона «О культуре в Российской Федерации»;

— включение в федеральные и региональные программы развития культуры конкретных мер по повышению социального статуса работников сферы культуры обеспечивающих:

создание механизмов социальной адаптации высвобождаемых работников сферы культуры, в условиях реорганизации и оптимизации сети учреждений культуры в целях недопущения необоснованного массового сокращения работников, включая работников пенсионного возраста;

достижение конкурентоспособного на рынке труда уровня заработной платы работников сферы культуры;

недопущение задолженности по выплате заработной платы работникам культуры;

повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;

развитие системы мер дополнительной социальной поддержки работников культуры;

установление системы льгот и гарантий работникам культуры, включая молодых специалистов, сохранение действующих социальных льгот и гарантий работников культуры, обучающихся и недопущение их отмены;

утверждение Правительством Российской Федерации единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей работников культуры с учетом социальной значимости и ответственности их труда, как минимальных государственных гарантий по оплате труда, устанавливаемых на федеральном уровне для поэтапного снижения уровня ее межрегиональной дифференциации;

восстановление права на досрочное назначение педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;

совершенствование социально-экономической и правовой защиты работников культуры, обучающихся;

улучшение социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;

сохранение санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, поликлиник, увеличение количества и повышение качества предоставляемых оздоровительных услуг;

сохранение и развитие социальных гарантий по оплате жилья и коммунальных услуг, охране здоровья, лечению и оздоровлению;

формирование и эффективную работу системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов.

 

3.2. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза:

 

— участие в совершенствовании и развитии нормативной правовой базы, разработки нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере, к отрасли культуры, в том числе в форме подготовки проектов законов, иных нормативных правовых актов;

— проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;

— участие в мониторинге право применения законодательства в сфере культуры;

— развитие системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений;

— создание правовой инспекции Профсоюза, совершенствование ее деятельности, подготовка правовых инспекторов Профсоюза в региональных организациях;

— проведение общепрофсоюзных тематических проверок по отдельным видам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства с последующим обобщением и оценкой их итогов выборными коллегиальными органами Профсоюза и его организаций;

— разработка эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение работодателями представлений и требований правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе на основе совместных мероприятий с органами контроля и надзора, органами управления в сфере культуры субъектов Российской Федерации;

— повышение качества консультационных услуг по защите и представительству интересов членов Профсоюза;

— совершенствование механизмов урегулирования коллективных трудовых споров и развития социального партнерства;

— расширение практики участия правовых инспекторов труда Профсоюза в работе комиссий по трудовым спорам учреждений культуры;

— судебная защита социально-трудовых прав работников в форме подготовки документов в суд и представительства интересов членов Профсоюза в суде;

— обобщение практики работы профсоюзных организаций по делам об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также по наиболее актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза;

— совершенствование практики взаимодействия Профсоюза с органами контроля и надзора на федеральном и региональном уровнях;

— повышение правовой грамотности профсоюзного актива и членов Профсоюза.

 

3.3. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные и здоровые условия труда:

 

— повышение эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные и здоровые условия труда;

— обеспечение контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза по охране труда;

— совершенствование формы взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту прав членов Профсоюза на охрану труда;

— содействие введению в нормативы финансирования мероприятий по охране труда затрат на проведение специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, обучения по охране труда, а также на обеспечение спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников учреждений культуры из расчета не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на соответствующий период, на каждого работника;

— взаимодействие с прокуратурой, другими органами государственного надзора и контроля при проведении комплексных и тематических проверок состояния условий и охраны труда в учреждениях культуры, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда;

— совершенствование работы по улучшению условий и охраны труда при организации и проведении оздоровления и отдыха членов Профсоюза.

 

3.4. Развитие социального диалога и социального партнёрства:

 

— совершенствование  условий функционирования и управления системой социального партнёрства в отрасли с учётом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений культуры;

— развитие и повышение эффективности социального партнёрства, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;

— развитее практики социального партнёрства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учётом соблюдения норм, установленных действующим законодательством;

— недопущение формальной пролонгации соглашений и коллективных договоров без корректировки положений касающихся норм оплаты труда, перехода на новые системы оплаты труда, реструктуризации учреждений и другим направлениям профсоюзной деятельности, учитывая изменения в экономической и социальной политике;

— создание с участием профсоюзов бюджетной сферы условий для подготовки межотраслевых соглашений для решения общих социально-экономических проблем на региональном и муниципальном уровнях;

— осуществление мониторинга эффективности действия соглашений и коллективных договоров, обобщение и распространение положительного опыта социального партнёрства в территориальных и первичных профсоюзных организациях.

 

3.5. Организационное и кадровое укрепление Профсоюза:

 

— обеспечение деятельности территориальных и первичных профсоюзных организаций строго в соответствии с действующим Уставом;

— совершенствование нормативной базы внутри профсоюзной деятельности, обеспечивающей эффективность работы профсоюзных организаций;

— укрепление демократических основ деятельности Профсоюза, обеспечение коллегиальности и гласности в работе выборных профсоюзных органов, повышение личной ответственности руководителей профсоюзных организаций за выполнение уставных требований, решений коллегиальных органов Профсоюза;

— развитие профсоюзной системы обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива;

— ведение работы по укреплению Профсоюза за счёт привлечения новых членов, формирования кадрового резерва и обеспечения притока молодых кадров в состав профсоюзных органов, создание новых первичных профсоюзных организаций в организациях и учреждениях культуры различных форм собственности;

— создание условий для притока в профсоюзные органы профсоюзных активистов в возрасте до 35 лет;

— развитие института координаторов  Профсоюза в федеральных округах;

— использование современных информационных технологий для повышения эффективности учёта профсоюзного членства, профсоюзной статистики, при проведении обучения профсоюзного актива;

— повышение роли профсоюзных собраний первичных профсоюзных организаций в организационном укреплении, мотивации участия в профсоюзной работе;

— изучение и широкое пропагандирование позитивного опыта работы территориальных и первичных профсоюзных организаций по всему спектру направлений деятельности Профсоюза;

— создание нормативно-методических, организационно-кадровых и информационно-коммуникативных условия для укрепления территориальных организаций Профсоюза, действующих на уровне городов, районов, муниципальных образований;

— формирование  инновационных программ по мотивации профсоюзного членства на каждом уровне профсоюзной структуры, осуществление мер по формированию нового имиджа организаций Профсоюза, использование новых социальных технологий в мотивационной работе;

 

3.6. Совершенствование финансовой политики Профсоюза:

— нацеливание финансовой политики Профсоюза на усиление направленности использования профсоюзного бюджета на реализацию уставных целей и задач;

— развитие системы  распределения средств профсоюзного бюджета по уровням профсоюзной структуры;

— привлечение к работе в ревизионных органах квалифицированных специалистов, опытных профсоюзных работников;

— расширение доходной базы Профсоюза за счёт привлечения дополнительных средств от предпринимательской и иной деятельности.

— систематизация ревизионной работы, осуществление регулярных контрольных проверок профсоюзных организаций всех уровней, совершенствование системы финансового контроля и учёта с целью повышения эффективности финансовой деятельности Профсоюза.

 

3.7. Информационное обеспечение профсоюзной деятельности:

 

— обеспечение открытости и доступность к информации о деятельности выборных профсоюзных органов;

— систематизация работы по информированию членов Профсоюза о реализации уставных целей и задач Профсоюза;

— активизация работы по укреплению положительного имиджа Профсоюза и усилению мотивации профсоюзного членства путем расширения информационного пространства Профсоюза на основе использования новых PR-технологий, социальной рекламы, социальных сетей, интернет-форумов, других площадок в сети Интернет;

— модернизация сайта Профсоюза в сети Интернет в портал, представляющий всестороннюю и оперативную информацию о деятельности Профсоюза и его региональных организаций, а также правовую и иную справочную информацию, необходимую для эффективной профсоюзной работы;

— внедрение в деятельность профсоюзных организаций современных средств коммуникаций;

— использование рекламных технологий в целях положительного позиционирования Профсоюза в обществе.

 

3.8. Международное сотрудничество:

— сотрудничество с профильными отраслевыми профсоюзами стран ближнего и дальнего зарубежья;

— использование  международных контактов для выработки и обеспечения мер по укреплению своей организационной структуры, информированности членов Профсоюза, повышению квалификации профсоюзных работников всех уровней;

— представление и защита интересов членов Профсоюза на уровне международных организаций – Международной федерации актёров (FIA), Интернационала Содружеств Профсоюзов (UNI);

— участие в международных кампаниях и акциях солидарности по защите социально-экономических прав и интересов членов Профсоюза.

 

  1. Заключение.

 

Координацию деятельности Профсоюза и его территориальных организаций по выполнению положений Программы развития Российского профсоюза работников культуры, оказание практической помощи в ее реализации, а также контроль за ее выполнением осуществляет Центральный комитет Российского профсоюза работников культуры.