Понятие агитбригада

Уважаемые коллеги!

В 2014 году Федерация профсоюзов НСО объявила конкурс на лучшую агитбригаду. В ходе конкурса возникало много вопросов. В этой статье мы попытались ответить на эти вопросы.

 

Агитбригадный жанр как средство воспитания социально активной личности

 

Агитбригада – творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Это единственно – доступный жанр, практически удобная и мобильная форма для небольших, даже технически не оснащённых организаций.

ЦЕЛЬ агитбригады: Пропаганда, ключевым словом которого должно выступать слово “ЗА”.

Составляя сценарий, мы должны учитывать принципы агитбригадного жанра:

Принцип творчества;

Принцип нравственности;

Принцип злободневности;

Принцип целостности.

Стили выступления:

Разговорный жанр;

Песни, частушки, стихи;

Танцевальные композиции;

Интермедии и сценки.

Обязательное главное условие — наглядность (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение.

 

Алгоритм создания агитбригады

 

Это самодеятельное объединение, выполняющее специфические функции. ЕЕ назначение – откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Сфера ее работы – агитация.

Характерная черта агитбригады и условия успеха в ее деятельности:

— повседневная тесная связь с коллективами;

— опора на местный материал, конкретные факты.

Художественные средства агитбригады – юмор, сатира- весьма остры и требуют от всех участников агитбригады самого осторожного бережного отношения к фактам и характеру их подачи.

Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.

В основе выступления – документальный сценарий. Документ и факт – активные и убедительные средства агитбригады.

Требования к агитбригаде:

— определить цель предстоящих выступлений;

— выбрать темы, актуальные для данного коллектива;

— тщательно продумать и осуществить монтаж;

— определить драматургический ход, развивающий действие;

— программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов;

— каждый эпизод обязательно должен быть законченным;

— нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления;

— необходима лаконичность языка сценария (в небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не потерять образное начало);

— самое сложное – решение образа положительного героя, это в сценарии – наиболее уязвимое звено;

— программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость; для передачи сатирического материала используются такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота;

— исполнители в агитбригаде должны быть «многоликими» — темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией, По количеству – от 10 до 15 человек;

— возможно использование музыки, которая несет различную смысловую нагрузку, а также технических средств – кино и видеопроекции, слайдов, световых эффектов и т.д.;

— декорации агитбригады должны быть предельно лаконичными и мобильными;

— важна и предварительная реклама-оповещение о выступлении агитбригады.

«Три кита» агитбригады: накопление фактов; взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла.

Механизм агитбригады: факт – замысел – решение (различны только исходные данные, характеристики замысла, выразительные средства).

Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.

 

Выводы

 

В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.

Сценарий должен носит характер «зримого сценария», т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить. Это – фактически развернутый план действий.

Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.