Уважаемые коллеги!
В 2014 году Федерация профсоюзов НСО объявила конкурс на лучшую агитбригаду. В ходе конкурса возникало много вопросов. В этой статье мы попытались ответить на эти вопросы.
Агитбригадный жанр как средство воспитания социально активной личности
Агитбригада – творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Это единственно – доступный жанр, практически удобная и мобильная форма для небольших, даже технически не оснащённых организаций.
ЦЕЛЬ агитбригады: Пропаганда, ключевым словом которого должно выступать слово “ЗА”.
Составляя сценарий, мы должны учитывать принципы агитбригадного жанра:
Принцип творчества;
Принцип нравственности;
Принцип злободневности;
Принцип целостности.
Стили выступления:
Разговорный жанр;
Песни, частушки, стихи;
Танцевальные композиции;
Интермедии и сценки.
Обязательное главное условие — наглядность (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение.
Алгоритм создания агитбригады
Это самодеятельное объединение, выполняющее специфические функции. ЕЕ назначение – откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Сфера ее работы – агитация.
Характерная черта агитбригады и условия успеха в ее деятельности:
— повседневная тесная связь с коллективами;
— опора на местный материал, конкретные факты.
Художественные средства агитбригады – юмор, сатира- весьма остры и требуют от всех участников агитбригады самого осторожного бережного отношения к фактам и характеру их подачи.
Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.
В основе выступления – документальный сценарий. Документ и факт – активные и убедительные средства агитбригады.
Требования к агитбригаде:
— определить цель предстоящих выступлений;
— выбрать темы, актуальные для данного коллектива;
— тщательно продумать и осуществить монтаж;
— определить драматургический ход, развивающий действие;
— программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов;
— каждый эпизод обязательно должен быть законченным;
— нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления;
— необходима лаконичность языка сценария (в небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не потерять образное начало);
— самое сложное – решение образа положительного героя, это в сценарии – наиболее уязвимое звено;
— программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость; для передачи сатирического материала используются такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота;
— исполнители в агитбригаде должны быть «многоликими» — темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией, По количеству – от 10 до 15 человек;
— возможно использование музыки, которая несет различную смысловую нагрузку, а также технических средств – кино и видеопроекции, слайдов, световых эффектов и т.д.;
— декорации агитбригады должны быть предельно лаконичными и мобильными;
— важна и предварительная реклама-оповещение о выступлении агитбригады.
«Три кита» агитбригады: накопление фактов; взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла.
Механизм агитбригады: факт – замысел – решение (различны только исходные данные, характеристики замысла, выразительные средства).
Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.
Выводы
В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.
Сценарий должен носит характер «зримого сценария», т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить. Это – фактически развернутый план действий.
Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.