Обращение к Министру труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Шмидту И.В.

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области разработало План действий по реализации в Новосибирской области Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Изучив План действий, областной комитет профсоюза обратился к Министру Шмидту И.В. с рядом предложений.

 

Министру труда,

занятости и трудовых ресурсов

Новосибирской области

Шмидту И.В.

Уважаемый Игорь Викторович!

Изучив План действий по реализации в Новосибирской области Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», обращаемся к Вам с рядом предложений, которые, на наш взгляд, сделают обоснованным перевод  работников культуры на «эффективный контракт», будут способствовать исполнению требований, заложенных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию и конкретными действиями по реализации Указа Президента РФ.

  1. С нашей точки зрения, План действий распространяется только на те категории работников, зарплата которым будет повышена существенно, то есть до уровня 200 процентов от средней заработной платы в регионе. Для работников культуры, размер заработной платы которых предполагается повысить до уровня средней по экономике в регионе только к 2018 году, ожидаемый эффект от внедрения новых механизмов по совершенствованию системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг достигнут не будет. В связи с этим предлагается пересмотреть сроки или размер повышения  оплаты труда работников культуры и определить контрольные цифры размеров повышения зарплаты работников и сроки этапов этого повышения.
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями могут самостоятельно устанавливать должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей работников бюджетной сферы. Для того чтобы обеспечить рост зарплаты данных работников до размеров, определенных в Указе, можно разработать и утвердить в соответствующем нормативно-правовом акте методику расчета окладов, которая содержит в себе показатели средней зарплаты в регионе, при этом предусмотреть порядок и сроки поэтапного доведения оклада (ставки) неквалифицированного работника до величины МРОТ, установленной федеральным законом.
  3. В разных муниципальных образованиях области имеются не только существенные различия в размерах заработной платы, но и используются различные критерии и показатели оценки труда работников при их стимулировании. Поэтому необходимо в целях обеспечения единых подходов к регулированию зарплаты работников организаций бюджетной сферы при создании механизма стимулирования труда работников учитывать Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2012 год.
  4. В целях увеличения дифференциации в оплате труда работников предлагается предусмотреть меры по дополнительному финансированию фондов заработной платы  учреждений, где работают высококвалифицированные специалисты, в зависимости от его значимости и статуса. Работникам таких учреждений может быть установлена надбавка в размере, например, пятидесяти процентов от должностного оклада (ставки).

Либо в качестве инструмента, обеспечивающего дифференциацию, могут выступить своего рода «повышающие коэффициенты за статус учреждения» для базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников  культуры и искусства. Они должны выполнять функцию необходимой дифференциации в зарплате между учреждениями внутри отрасли.

Одним из инструментов в механизме доведения средней зарплаты работников учреждений культуры до средней зарплаты в регионе могут стать рекомендации по установлению межуровневых коэффициентов внутри профессиональных квалификационных групп должностей работников. Такой подход создаст ситуацию автоматического контроля выполнения поставленных в Указе целей, обеспечит экономически обоснованную дифференциацию должностных окладов работников разных должностей, квалификационных категорий, выполняющих работу разной сложности.

  1. Одним из ориентиров при определении размеров должностных окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников может стать утвержденная структура заработной платы, в которой доля тарифной части (должностной оклад работника) будет составлять порядка 70 процентов доли заработной платы, без учета доли выплат компенсационного характера. Принятие мер по доведению тарифной части оплаты до 70 процентов доли зарплаты, без учета доли компенсационных выплат, в процессе мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников учреждений культуры и искусства может стать одним из факторов, обеспечивающих достижение поставленных в Указе целей.
  2. На сегодняшний день, в учреждениях применяются надбавки за интенсивность и высокие результаты и за качество выполняемых работ, которые сами по себе носят абстрактный характер. Предлагается учитывать конкретные виды выплат,  предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
  3. В связи с отсутствием надлежащего финансово-экономического обоснования мер по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, при доработке Плана действий необходимо предоставить сторонам  областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений дополнительные обоснования по вопросам:

объективной возможности оптимизации государственных и муниципальных учреждений с учетом необходимости обеспечения доступности и качества оказываемых ими услуг;

объективной оценки объема платных социальных услуг для решения задачи обеспечения необходимых внебюджетных источников финансирования (не менее трети необходимых средств) мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента России;

достаточности финансовых средств на осуществление мероприятий по опережающему обучению и дальнейшему трудоустройству предполагаемых к высвобождению работников в условиях планируемой дальнейшей оптимизации государственных и муниципальных учреждений.

  1. В целях объективной оценки планируемых уровней оплаты труда работников, разработать и внедрить статистические формы отчетности, предусматривающие анализ среднемесячной заработной платы в расчете на штатную должность, а также по различным категориям работников, с выделением руководителей учреждений, в том числе по учреждениям различных форм собственности и типам учреждений.

С уважением,

Председатель областного комитета профсоюза                                   Р.М.Волкова

15 октября 2012г.