Об отчете Центрального комитета Профсоюза « О работе за период после V съезда РПРК и задачах на 2015-2020 годы»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

VI съезда

Российского профсоюза работников культуры

14 октября 2015 г.                                                                          г.Москва

Об отчете Центрального комитета Профсоюза « О работе за период после V съезда РПРК и задачах на 2015-2020 годы».

Заслушав и обсудив отчетные доклады Центрального комитета и Ревизионной комиссии Профсоюза, VI съезд Профсоюза отмечает, что деятельность Профсоюза в отчетный период проходила в условиях значительных преобразований в российском обществе и системных изменений в социальной сфере. Передача учреждений культуры в поселения, обострившиеся кризисные явления в экономике и связанные с этими процессами рост цен и недофинансирование учреждений культуры – все эти процессы повлекли серьезные проблемы в отрасли культуры. Болезненно для отрасли проходит реализация майских Указов Президента РФ, которые, с одной стороны, позволили повысить заработную плату работников, с другой – привели к сокращению сети учреждений и рабочих мест. В этих условиях действия Центрального Комитета РПРК были направлены на представительство профессиональных и социально-экономических интересов членов отраслевого Профсоюза, предупреждение нарушений и восстановление трудовых прав работников, недопущение снижения их заработной платы и задержек ее выплаты.

В отчетный период членские организации Профсоюза неоднократно высказывались и твердо отстаивали свою позицию о необходимости сохранения и развития культуры и спорта, реальной финансовой поддержки отрасли, повышения заработной платы работников. Вопросы достижения справедливого и достойного уровня оплаты труда, защиты профессиональных и трудовых прав членов Профсоюза неоднократно ставились перед органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, отражались в требованиях профсоюзов в рамках коллективных действий, обсуждались на парламентских слушаниях и «Круглых столах» Совета Федерации и Комитета по культуре Государственной Думы Федерального собрания РФ.

Профсоюз, его территориальные организации принимали участие в работе над проектом «Основ государственной культурной политики в Российской  Федерации», в проведении Года культуры, в экспертизе проектов профессиональных стандартов в сфере культуры, в работе по поэтапному введению новых систем оплаты труда во всех типах учреждений культуры и выполнению майских Указов Президента РФ

Профсоюзные органы всех уровней продолжали представлять и защищать трудовые права членов Профсоюза, взаимодействуя с органами Федеральной инспекции труда, прокуратуры, государственной власти при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства, путем проведения проверок, представляя интересы членов Профсоюза в суде, участвуя в работе по подготовке предложений и замечаний к законодательным и иным нормативным правовым актам, относящимся к социально-трудовым вопросам в сфере культуры. Во многих субъектах РФ выборные органы территориальных организаций противостояли действиям региональных властей по сокращению социальных выплат сельским работникам культуры.

Участвуя в деятельности профильных рабочих групп Минкультуры и Минтруда России, ЦК Профсоюза настаивал на своих предложениях об установлении базовых окладов не ниже МРОТ, с определением соответствующей дифференциации по уровням профессиональных квалификационных групп должностей в зависимости от квалификации, специфики и сложности труда работников. С Минкультуры России согласованы изменения в структуре заработной платы с учетом увеличения в ней доли должностных окладов до уровня не ниже 50 процентов, что нашло отражение в соответствующих рекомендациях Минкультуры России субъектам РФ.

В связи с введением «эффективного контракта» в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, Профсоюз уделял особое внимание вопросам стимулирования труда работников. По инициативе ЦК  Профсоюза в Методических рекомендациях Минкультуры России по определению показателей эффективности деятельности учреждений и работников отражена необходимость коллегиальной оценки результатов труда с обязательным участием представителей первичных организаций Профсоюза.

В отчетный период Профсоюз ежегодно принимал участие в разработке Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников учреждений культуры, как важного механизма обеспечения единых подходов к организации оплаты труда. По инициативе Профсоюза в Единые рекомендации включен раздел, отражающий особенности формирования систем оплаты труда работников культуры. Продолжалось участие представителей Профсоюза в работе Аттестационной комиссии Минкультуры России.

В 2010-2012 гг. представители Профсоюза в составе рабочих групп Минздравсоцразвития России осуществляли выезды в регионы России для изучения условий и порядка введения новых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы разных видов деятельности. По итогам были разработаны и направлены в конкретные субъекты РФ соответствующие рекомендации.

Вопросы оплаты труда работников культуры являлись стратегическим направлением деятельности Профсоюза. ЦК Профсоюза, территориальными организациями осуществлялся мониторинг достижения утвержденных «дорожными картами» контрольных показателей.

За прошедшие пять лет индексация заработной платы в бюджетной сфере проводилась четыре раза. Во многом это результат активных переговоров и коллективных действий Профсоюза во взаимодействии с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ под эгидой ФНПР. Данные Росстата свидетельствуют, что средняя номинальная заработная плата в сфере культуры в целом за последние 5 лет увеличилась в 1,9 раза, с 11600 руб. по итогам 2010 года до 23900 руб. по итогам 2014 года.  Изменилось также соотношение этого показателя к уровню средней заработной платы по экономике с 55 процентов в 2010 году до 73 процентов в 2014 году.

Вместе с тем, съезд обращает внимание на тот факт, что показатель средней заработной платы работников культуры достигнут за счет федеральных учреждений культуры, где заработная плата работников выше, чем в муниципальных учреждениях отрасли.

Делегаты съезда, отмечая рост средней заработной платы в отрасли культуры, подчеркивают наличие серьезных проблем, в числе которых вопросы вторичной занятости и рост интенсификации труда, недостаточное ресурсное обеспечение отрасли и продолжающаяся оптимизация численности и штатов, разбалансированность систем оплаты труда. Так называемая оптимизация имеет место во всех субъектах РФ и сводится к механическому сокращению учреждений и работников. При этом процесс сокращения штатов и численности работников проводится бесконтрольно, без учета штатного нормирования, что, безусловно, сказывается на количестве и качестве услуг.

Профсоюз, совместно с Советом Ассоциации, членскими организациями ФНПР, продолжал отстаивать необходимость исключения из структуры МРОТ выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В целях повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов с учетом требований ТК РФ и  майских Указов  Президента РФ в 2013 году начата работа по разработке профессиональных стандартов в сфере культуры. Сотрудниками аппарата Профсоюза  совместно с разработчиками проанализированы и подготовлены предложения в проекты профстандартов по девяти категориям специалистов, работа над которыми продолжается.

С января 2014 года вступил в силу закон «О специальной оценке условий труда». СОУТ заменила аттестацию рабочих мест (АРМ) по трудовым стандартам. По сравнению с АРМ уменьшилось количество подсчитываемых вредных факторов. Это чревато снижением подклассов вредности рабочего места и, соответственно, лишением работников льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.  Работа территориальных и первичных организаций профсоюза была сконцентрирована на выявлении и устранении фактов некачественного проведения специальной оценки условий труда, необоснованного уменьшения размеров компенсационных мер.

Действия Профсоюза  в рамках Совета Ассоциации при поддержке ФНПР пока обеспечивают сохранение права педагогических и творческих работников на досрочную трудовую пенсию. В тоже время в рамках реформирования пенсионного законодательства, вопрос об изменении порядка назначения пенсии до наступления общеустановленного возраста указанным работникам и ликвидации института досрочных пенсий регулярно вносится Минфином на обсуждение в Правительство РФ.

Необходимо отметить, что благодаря активной позиции Профсоюза после 20-летней борьбы, определена единая норма часов педагогической работы за ставку заработной платы преподавателей, реализующих дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

В отчетный период Профсоюз последовательно работал по повышению роли коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, совместно с Советом Ассоциации принимал участие в разработке и реализации Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством РФ на 2011 -2013 и 2014-2016 годы. Регулирование социально-трудовых отношений на федеральном уровне осуществлялось на основе отраслевых  соглашений с Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по печати и средствам массовых коммуникаций. В субъектах РФ вопросы обеспечения социально-экономических и трудовых прав и гарантий работников решались через территориальные отраслевые соглашения и коллективные договоры.  За пять лет количество коллективных договоров возросло с 9023 до 9928, что составляет 85 процентов от числа первичных организаций.

В интересах членов Профсоюза  руководство и специалисты аппарата Профсоюза принимали участие на постоянной основе в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочих группах, Коллегии Министерства культуры РФ, общественных советах и комиссиях Минкультуры и Федерального агентства по печати и средствам массовых коммуникаций, рабочих группах Минтруда РФ. В отчетный период укреплялись деловые контакты с общественными организациями, творческими союзами  и некоммерческими объединениями, функционирующими в системе культуры.

Правозащитная работа Центрального комитета в отчетный период, как одно из главных направлений деятельности Профсоюза, во многом способствовала эффективному обеспечению защитной функции Профсоюза и повышению мотивации профсоюзного членства. В 2010-2015 годах проведено более 4500 проверок соблюдения трудового законодательства, в ходе проверок, в том числе совместно с органами надзора и контроля, было внесено 4145 представлений об устранении нарушений, из них 90 процентов были устранены. Экономический эффект от правозащитной работы  составил более 163 миллионов рублей.

Одной из основных задач Профсоюза было организационное укрепление, совершенствование структуры, реализация кадровой политики и повышения исполнительской дисциплины.

В  связи с образованием в РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального подчинения Севастополя были проведены учредительные конференции, на которых образованы две территориальные организации Профсоюза с общей численностью более 12 тысяч человек, что позволило в отчетный период увеличить количество территориальных организаций с 77 до 79. Работа по укреплению профсоюзных рядов в период 2010-2015 годов обеспечила сохранение соотношения различных категорий членов Профсоюза: работающие 86 процентов,  обучающиеся -12 процентов, неработающие пенсионеры-2 процента.

Съезд отмечает, что на фоне некоторого замедления темпа снижения численности членов Профсоюза, продолжается уменьшение их количества, что отражает не только объективные процессы, происходящие в отрасли, но и говорит о недостаточной работе по мотивации профсоюзного членства. Из 79 территориальных организаций более  половины имеют охват профсоюзным членством ниже среднего показателя по Профсоюзу — 63,8 процента, а в 25 процентах территориальных организаций он может характеризоваться как критический, поскольку в них охват составляет менее 50 процентов.

В Профсоюзе продолжается работа по целенаправленному формированию единого образовательного пространства, в основу которого положена деятельность постоянно действующих семинаров профсоюзного актива на уровне первичных и территориальных профорганизаций. Ежегодно система профсоюзного образования охватывает в среднем за год около 28 тысяч человек. За период, прошедший после V съезда, около 30 процентов профактива повысили квалификацию.

Важной формой совершенствования работы с кадрами, укрепления исполнительской дисциплины в Профсоюзе стала система стажировки  вновь избранных председателей территориальных организаций, введенная с 2014 года.

Вместе с тем, Съезд отмечает имеющиеся серьезные недостатки в формировании кадрового резерва. Только в 13 процентах территориальных организаций, где произошла смена профсоюзных лидеров, председатели были избраны из утвержденного резерва.

Последовательно осуществлялись меры, направленные не только на защиту трудовых прав молодых членов Профсоюза, но и вовлечение молодежи в деятельность профорганов. Результатом этой  работы стала складывающаяся система молодежных советов, регулярное участие молодежи в проводимых ФНПР форумах и слетах, продвижение по кадровой лестнице молодых профсоюзных лидеров.

Важной особенностью отчетного периода стала активизация работы ЦК Профсоюза и территориальных организаций в области информационной  политики, направленной на повышение уровня информированности актива и рядовых членов Профсоюза, внедрение в работу выборных органов новых информационных технологий. Собственные адреса электронной почты имеют 90 процентов  территориальных организаций.  ЦК Профсоюза активизировал свою деятельность по взаимодействию со СМИ, в мае 2014 года открыл новую версию официального сайта Профсоюза(WWW.RPRK.ru), его посещаемость возросла за отчетный период более чем в 8 раз. Увеличилось количество собственных сайтов территориальных организаций.

Однако, несмотря на расширение технических средств связи, информационные ресурсы используются не в полной мере, Съезд отмечает недостаточное финансирование информационной работы. Организациям Профсоюза всех уровней необходимо продолжить усилия по созданию единой информационной системы Профсоюза.

Одной из главных задач всех профсоюзных организаций стало дальнейшее финансовое укрепление структур Профсоюза, стабилизация финансовой системы. В целях эффективного расходования финансовых средств Профсоюза, учитывая возросшие  современные требования к  ведению бухгалтерского учета, были приняты меры по поэтапному переходу малочисленных первичных, районных и городских организаций на централизованный бухгалтерский учет в территориальные организации Профсоюза, а также переход более 50 процентов территориальных организаций на упрощенную систему налогообложения, что позволило сэкономить значительную часть профсоюзного бюджета и сократить отчетность.

В то же время, средний процент перечисления членских вносов  на уровень территориальных организаций увеличивается медленно.  В распоряжении районных, городских и первичных организаций остается более 62,5 процентов профсоюзных вносов. На финансовое обеспечение уставной деятельности республиканских, краевых, областных организаций   перечисляется  в среднем 31,6 процента,  общероссийского Профсоюза  — 3,4 процента и  территориальных профобъединений -2,5 процента.

Анализ распределения средств Профсоюза показывает, что на материальную помощь членам Профсоюза расходуется 20,4 процента финансовых средств, на обеспечение деятельности выборных органов и оплату труда штатных работников и специалистов Профсоюза – 25,8 процентов, на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия -30% процентов, на подготовку и обучение профсоюзных кадров и актива -1,1 процента.

В отчетном периоде Ревизионная комиссия Профсоюза осуществляла систематический контроль за целевым использованием финансовых средств профсоюзного бюджета ЦК Профсоюза, своевременным и в полном объеме поступлением членских взносов от территориальных организаций для выполнения им уставных целей и задач,  регулярно информировала членов ЦК Профсоюза о своей деятельности.

Центральному комитету, Президиуму Профсоюза, выборным органам территориальных и первичных организаций за период после V съезда РПРК удалось повысить авторитет Профсоюза среди работников культуры, членов Профсоюза, укрепить деловое взаимодействие с работодателями и органами власти на всех уровнях социального партнерства, добиться в целом реализации намеченной на 2010-2015 годы Программы развития деятельности Профсоюза.

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности Профсоюза и его организаций по защите трудовых прав,  профессиональных и социально-экономических интересов членов Профсоюза.

VI съезд Российского профсоюза работников культуры ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Признать работу ЦК Профсоюза за отчетный период удовлетворительной.

2.Отчетный доклад Ревизионной комиссии утвердить.

3.Считать главной задачей Профсоюза на предстоящий период повышение эффективности работы по представительству и защите законных прав и интересов членов Профсоюза на основе консолидации усилий всех членов профсоюза, умения адекватно и быстро реагировать на структурные и организационно-правовые изменения в сфере культуры и спорта.

  1. Выборным органам организаций Профсоюза всех уровней добиваться:

4.1. В области обеспечения достойной оплаты труда, стимулирования качественного труда:

4.1.1. повышения уровня финансирования деятельности отрасли культуры, увеличения расходов на оплату труда работников, ежегодной индексации фондов оплаты труда учреждений и стипендий обучающихся не ниже уровня инфляции;

4.1.2. выполнения органами исполнительной власти всех уровней майских Указов Президента РФ в части повышения уровня оплаты труда в соответствии с федеральной и региональными «дорожными картами»;

4.1.3. пересмотра структуры заработной платы работников, с учетом увеличения ее тарифной части (должностного оклада);

4.1.4. ускорения утверждения Правительством РФ единых размеров базовых окладов (ставок) заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей работников культуры в целях обеспечения государственных гарантий по оплате труда, определяемых на федеральном уровне, а также предотвращения неоправданной межрегиональной дифференциации в оплате труда, обусловленной резкими различиями между субъектами РФ в уровне бюджетной обеспеченности;

4.1.5. повышения МРОТ, законодательного исключения из его размера выплат компенсационного и стимулирующего характера, установления его размера не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

4.2. В области защиты трудовых, профессиональных и социальных прав работников:

4.2.1. формирования системы регулирования трудовых отношений при внедрении профессиональных стандартов специалистов отрасли культуры и специального образования;

4.2.2. пересмотра и реализации на местах системы нормирования труда работников;

4.2.3. развития взаимодействия с госорганами надзора и контроля по соблюдению прав работников культуры в сфере труда;

4.2.4. усиления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, состоянием условий и охраны труда, выполнением условий коллективных договоров и соглашений;

4.2.5. создания  правовой инспекции труда Профсоюза;

4.2.6. в составе рабочей группы Минтруда РФ по подготовке нормативно-правовых актов, связанных с изменением механизма досрочного выхода на пенсию педагогических, медицинских и творческих работников и досрочного назначения пенсии, эффективных результатов по защите интересов творческих работников по досрочному выходу на пенсию, совместно с Минкультуры РФ вернуться к вопросу восстановления утраченного права досрочного назначения трудовой пенсии по старости преподавателям детских школ искусств;

4.2.7. сохранения условий предоставления мер социальной поддержки работникам культуры, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

4.2.8.организации общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, проведения специальной оценки условий труда в учреждениях культуры, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

4.3. В области представительства и социального партнерства:

4.3.1. совершенствования механизмов урегулирования коллективных трудовых споров;

4.3.2. расширения практики договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе включения в соглашения, коллективные договоры и «эффективные контракты» положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;

4.3.3. обобщения положительного опыта работы по выполнению соглашений и коллективных договоров на всех уровнях социального партнерства;

4.3.4.  заключения коллективных договоров во всех учреждениях культуры, где действуют первичные организации;

4.3.5. широкого обсуждения и согласования на федеральном и региональных уровнях проектов нормативных актов в сфере труда, принятия обоснованных решений коллегиальными органами Профсоюза по документам, связанным с регулированием труда творческих работников.

4.4. В области организационного укрепления Профсоюза:

4.4.1. принятия дополнительных мер по увеличению численности членов Профсоюза, созданию новых профсоюзных организаций, усилению мотивации профсоюзного членства;

4.4.2. усиления работы с профсоюзными кадрами и активом, повышения эффективности формирования и использования резерва кадров, вовлечения молодежи в работу коллегиальных органов управления всех уровней;

4.4.3. повышения уровня информированности членов Профсоюза;

4.4.4. активизации работы по укреплению положительного имиджа Профсоюза и усиления мотивации профсоюзного членства путем расширения информационного пространства в Профсоюзе на основе использования новых PR-технологий;

4.4.5. финансового укрепления организаций Профсоюза путем дальнейшего перехода территориальных организаций на централизованный бухгалтерский учет подведомственных профсоюзных организаций;

4.4.6. укрепления финансовой дисциплины в Профсоюзе через функции контроля полноты валового сбора членских взносов, использования средств по целевому назначению, исполнения финансовых обязательств;

4.4.7. усиления роли ревизионных комиссий всех уровней;

4.4.8. укрепления и расширения международных профсоюзных связей, использования опыта международного профсоюзного движения в деятельности Профсоюза;

5.Руководителям организаций Профсоюза всех уровней обеспечить выполнение решений VI съезда РПРК, постановлений соответствующих отчетно-выборных конференций (собраний).

  1. Президиуму Профсоюза:

6.1. организовать широкое обсуждение в трудовых коллективах проектов «Стратегии государственной культурной политики» и закона «О культуре в Российской Федерации». Направить в адрес Госдумы РФ предложения о включении в проекты указанных законодательных актов конкретных социальных гарантий работникам культуры;

6.2. разработать и утвердить в срок до 1 декабря 2015 года план практических действий по реализации выборными органами всех уровней решений VI съезда Профсоюза, замечаний и предложений, высказанных делегатами съезда.

  1. ЦК Профсоюза довести материалы и решения VI съезда до сведения членов Профсоюза,  разместить их на сайте Профсоюза, издать специальную брошюру.
  2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Центральный Комитет и Ревизионную комиссию Российского профсоюза работников культуры.

 

Председатель РПРКС.Н.Цыганова