Внимание!
23 мая 2013 года Правительство РФ планирует рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений», который касается трудовых отношений с творческими работниками. В связи с этим в Комитете по культуре Госдумы 4 декабря 2012г. с участием Председателя РПРК Парошина Г.П. состоялось заседание круглого стола «О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты», по итогам которого были выработаны Рекомендации. Позиция нашего Профсоюза изложена в выступлении председателя РПРК Парошина Г.П. в Государственной Думе.
Приложение:
1 Выступление председателя РПРК Парошина Г.П. в Государственной Думе 4 декабря 2012г.
2 Рекомендации круглого стола «О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА
«О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты»
4 декабря 2012 года
Участники парламентских слушаний — депутаты Государственной Думы, представители Министерства культуры Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Общественной палаты, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российского профсоюза работников культуры, Союза театральных деятелей России, руководители театров, концертных организаций и цирков, образовательных учреждений в сфере театрального искусства, творческой общественности, – обсудили вопросы совершенствования регулирования труда творческих работников и гарантии их социальной защиты.
Безусловно, роль и значение труда творческих работников трудно переоценить в решении поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задачи наиболее полного и эффективного использования гуманитарного ресурса: «Культура – это, конечно, живой организм, который постоянно развивается и нуждается в притоке новых сил, в живительной творческой конкуренции. Национальная культура не может быть замкнутой, она должна постоянно впитывать новые явления, как говорят сегодня, мировые тренды и инновации»1.
Государственная поддержка театров, цирков, творческих коллективов позволяет обеспечивать бесперебойную работу творческого «конвейера», модернизировать материально-техническую базу, использовать современные технологии в сценических действиях. Развивающиеся формы частно-государственного партнерства расширяют границы внедрения новых форм и организаций.
Творческий процесс как живой организм нуждается в особо тонком подходе в регулировании внутренних механизмов его жизнедеятельности.
На протяжении последних лет особо остро в выступлениях театральных деятелей на различных театральных форумах, встречах с руководством страны, в прессе отмечается необходимость введения большей свободы и маневренности в трудовых отношениях в театре.
По итогам встреч деятелей театра с В.В. Путиным поручено «проработать вопросы совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в части уточнения полномочий руководителей театров и структуры управления театральными коллективами, а также возможности введения контрактной системы для творческих работников театров»2, а также предусмотреть необходимость проведения периодической аттестации и конкурсного порядка назначения творческих работников3.
О необходимости введения контрактной системы отмечалось на VI (XX) съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации: «Контракты необходимы, чтобы оздоровить наши театры. В противном случае театр будет задыхаться, существуя в постоянном противоборстве директора и художественного руководителя, артистов и режиссера, коллектива театра и учредителя»4.
Основной фактор репертуарного театра – постоянная труппа. Именно «репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа»5.
Вместе с тем, творческий коллектив, театральная труппа нуждается в постоянном обновлении, поскольку ее оптимальный состав требует определенных соотношений по полу, возрасту, творческой направленности (амплуа) артистов. Перед руководством театра всегда стоит многофакторная задача. Труппа должна сохранять костяк, сердцевину, обеспечивающую преемственность в творческом процессе, но при этом труппа регулярно должна пополняться, при этом руководители театра должны стремиться к тому, чтобы актеры были постоянно заняты в постановках. Однако, зачастую складывается ситуация, что многие актеры десятилетиями не выходят на сцену и продолжают «числиться» в театре. В результате в труппе появляется так называемый балласт, т.е. артисты, заключившие в прошлые годы трудовые договоры на неопределенный срок, которые в сложившихся обстоятельствах не востребованы в театре и не могут быть полноценными участниками творческого процесса.
Трудовое законодательство России, опираясь на рекомендации Международной Организации Труда6, предписывает заключать трудовые договоры на неопределенный срок, кроме тех случаев, когда в силу тех или иных обстоятельств трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Причем такие случаи не могут определяться руководством организации – работодателя, они должны быть прямо предусмотрены федеральным трудовым законодательством.
При расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок возникают наибольшие сложности. Вариантов немного.
В первую очередь работнику можно предложить расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон согласно ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой выходного пособия или иной компенсации.
Если же расстаться по соглашению с работником не получается, у работодателя есть два основных варианта, предусмотренных ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации: увольнение за нарушение трудовой дисциплины по пп. 5-6 ч. 1 ст. 81, либо за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 817.
За последние два десятилетия трудовое законодательство в нашей стране менялось неоднократно. Но вопрос о возможности заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками до относительно недавнего времени не находил четкого решения. Поэтому если театры, цирки и концертные организации и заключали срочные трудовые договоры, то при возникновении споров суды, как правило, становились на сторону работников, признавая незаконность увольнения в связи с истечением срока трудового договора, поскольку неправомерным было само заключение договора на определенный срок.
Все случаи, когда допускается заключение срочных трудовых договоров, приведены в статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Причем, сначала приводятся те случаи, когда срочный трудовой договор должен заключаться, а затем, когда срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон.
Среди случаев, когда в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор должен заключаться на определенный срок, есть такие, которые достаточно часто возникают в деятельности любой организации, включая организации исполнительских искусств, и могут служить основанием для заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками. Например, срочный трудовой договор должен заключаться на определенный срок:
— с лицами, поступающими на работу … для выполнения заведомо определенной работы; (например, с артистом заключается срочный трудовой договор на репетиции определенной роли и исполнении ее в течение какого-то срока; с режиссером или художником – на постановку или художественное оформление спектакля и т.п.);
— с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;(аналогично предыдущему случаю, только срочный договор заключается с артистом на все время показа соответствующего спектакля или спектаклей, но не более пяти лет).
Среди случаев, когда в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может заключаться по соглашению сторон на определенный срок, есть вариант, имеющий непосредственное отношение к деятельности организаций исполнительских искусств. По соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор «с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии,театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений…».
Трудовой кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 февраля 2002 года. Но более пяти лет применение этой нормы было заблокировано отсутствием указанных в ней требуемых перечней работ, профессий, должностей. И только после утверждения такого перечня Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 появилась реальная возможность использовать эту норму при заключении срочных трудовых договоров с артистами, другими творческими работниками и «иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».
Но в большинстве театров, других организациях исполнительских искусств, со многими артистами, как и другими работниками, в свое время были заключены договоры на неопределенный срок (бессрочные договоры). И Трудовой кодекс не дает никаких вариантов трансформации «бессрочного» договора в «срочный». Даже если работник согласился перейти на срочный трудовой договор и подписал об этом соглашение с работодателем, при возникшем в последующем судебном разбирательстве такое соглашение будет признано не имеющим юридической силы. Трудовой кодекс предусматривает возможность трансформации срочного трудового договора в бессрочный, но не допускает обратного.
Срочный трудовой договор можно заключить только заново, при приеме на работу. Такой договор может заключаться и с тем работником, который прежде работал в этом же учреждении культуры по «бессрочному» договору и по тем или иным основаниям был уволен.
Отдельные нормы, устанавливающие особый порядок заключения и расторжения трудового договора, а также порядок замещения должностей, установлены ст.332 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении регулирования трудовых отношений на условиях срочных договоров с педагогическими работниками высших учебных заведений.
Законодательные инициативы, представленные на коллегии Министерства культуры Российской Федерации, предусматривают, что как и научно-педагогические работники вузов, так и артисты, режиссеры, художники и другие творческие работники, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок, будут один раз в пять лет проходить через конкурсное избрание на замещение должности. Если при прохождении конкурса такой работник не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в связи с неизбранием по конкурсу на должность творческого работника или истечением срока избрания по конкурсу.
Переход на заключение с работниками трудовых договоров по результатам конкурсов будет способствовать периодическому обновлению труппы, привлечению молодых исполнителей, необходимой кадровой мобильности и стабильному творческому росту коллектива.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение конкурсных процедур на замещение должностей творческих работников, в том числе на оплату труда членов комиссий, уполномоченных выносить решения, по приблизительным оценкам Министерства культуры Российской Федерации, составят около 1 млн. рублей ежегодно.
Следует отметить, что неизбрание артиста, другого творческого работника по конкурсу не следует рассматривать как признание его недостаточной квалификации, как это обычно бывает при проведении аттестации. Речь идет лишь о том, что в данном творческом коллективе на этот момент времени нужен артист другого возраста, другой творческой направленности (амплуа) и т.п. Артист, не прошедший по конкурсу в одном театре, может оказаться нужным, востребованным в другом.
Внедрению в России новых моделей формирования творческих коллективов, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки (защиты). Одна из причин этого в том, что в наших условиях увольнение артиста из творческого коллектива в связи с окончанием срока трудового договора (контракта) или достижением пенсионного возраста чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе за счет государственной пенсии достойное существование.
По данным ГИВЦ Минкультуры России численность художественно-артистического персонала в государственных (муниципальных) театрах в 2011 году составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах — 25 120 человек. Одновременно, данные мониторинга Минкультуры России свидетельствуют о том, что большая часть творческих работников (70-75%) работают на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, при этом к числу незадействованных работников можно отнести от 20% до 30% таких сотрудников8.
За рубежом, в США, странах Европейского Союза, мощную защиту артистам, другим творческим работникам обеспечивают профсоюзы.
В США без профсоюза не заключается ни один актерский контракт. Профсоюзы, актерские ассоциации заключают коллективные договоры с ассоциациями работодателей (продюсеров), добиваясь самой высокой планки защиты интересов артистов, как в социальных вопросах (уровень оплаты труда, режим работы и отдыха, страхование безработицы и многое другое), так и в других направлениях.
Во Франции, например, существует особая форма социальной защиты тех, кто работает в сферах телевидения, кино и театра на контрактной основе. Это очень большая армия режиссеров, сценаристов, актеров, а также технические работники. Они имеют финансовую поддержку от специального агентства для безработных работников искусства, «работающих периодически». Им достаточно проработать в различных проектах, программах, спектаклях в течение шести месяцев в году, остальную половину года им выплачивается пособие.
В условиях российского репертуарного театра важнейшее значение имеет организация миграции творческих работников. В поисках “своего” театра актер может объехать полстраны. Миграция творческих кадров – обязательное условие развития сценического искусства. Главная задача – помочь артисту найти театр, где он будет востребован. В течение многих лет эту функцию, в частности, выполняла так называемая «летняя театральная биржа труда». Организованная Федеральным агентством по труду и занятости, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Союзом театральных деятелей РФ и Всероссийским центром занятости работников театров Театральная биржа труда проводилась ежегодно с 1987 года. Встречи артистов и руководителей театров, съезжавшихся летом на биржу, во многих случаях заканчивались заключением договоров. До 90% артистов, приехавших на биржу обретали место работы в новом театре.
Организатором этого важного мероприятия было Федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр занятости работников театров (театральная биржа труда)». Это учреждение было ликвидировано Рострудом в 2007 году. До сих пор не удается возобновить работу театральной биржи труда.
Также мерами социальной защиты должны стать:
программа переподготовки высвобождающихся творческих работников организаций исполнительских искусств в средних специальных и высших учебных заведениях;
формирование служебной жилплощади, необходимой для приглашения на работу по срочному трудовому договору иногородних артистов, режиссеров, других специалистов;
ежемесячные выплаты творческим работникам – неработающим пенсионерам, имеющим высокие заслуги в прошлом, подтвержденные почетными званиями федерального или регионального уровня;
страховые выплаты в случае не прохождения конкурса или в случае отказа от прохождения конкурса на замещение должности творческого работника;
расширение гастрольной деятельности.
В целях совершенствования регулирования труда творческих работников и установления гарантий их социальной защиты, участники круглого стола рекомендуют:
Министерству культуры Российской Федерации
- Увеличить переходный период в законопроекте с одного года до трех лет в течение которого конкурс на замещение должностей творческих работников, заключивших трудовой договор на неопределенный срок, должен быть проведен. Это связано с необходимостью создания конкурсных комиссий в учреждениях культуры и финансовыми затратами на проведение конкурсных испытаний, а также введением мер социальной защиты и возможности трудоустройства.
- Обеспечить сопровождение внесения законопроекта проектом положения о порядке замещения должностей творческими работниками организаций.
- Определить критерии оценки творческих работников при проведении конкурса в учреждении культуры с учетом их занятости в создании результатов творческой деятельности в данном коллективе.
- Рассмотреть вопрос о целесообразности проведения конкурса:
на должности, занимаемые народными артистами СССР, РСФСР, Российской Федерации;
на должности творческих работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до пяти лет.
- Подготовить и представить информацию о количестве творческих работников, которых затронет изменение законодательства; количестве творческих специалистов, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный период; лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию.
Федеральной службе по труду и занятости
Министерству культуры Российской Федерации
Союзу театральных деятелей
Проработать вопрос и принять меры по возобновлению функционирования Всероссийского театрального центра занятости (театральной биржи труда).
1 Стимулировать создание в форме некоммерческих организаций независимых театральных агентств, которые возьмут на себя юридическое сопровождение заключения срочных трудовых договоров и функцию «актерской биржи».
Министерству культуры Российской Федерации
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральной службе по труду и занятости
Разработать программу переподготовки высвобождающихся творческих работников организаций исполнительских искусств в средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации.
Министерству финансов Российской Федерации
Министерству культуры Российской Федерации
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Союзу театральных деятелей Российской Федерации
Предусмотреть возможность ежемесячных выплат творческим работникам – неработающим пенсионерам, имеющим высокие заслуги в прошлом, подтвержденные почетными званиями федерального или регионального уровня.
Министерству культуры Российской Федерации
Союзу театральных деятелей Российской Федерации
Предусмотреть установление стипендий и иных мер материальной поддержки для выпускников творческих специальностей, которые после окончания вуза, изъявляют желание направиться работать из городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в другие регионы России.
Министерству культуры Российской Федерации
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Обеспечить формирование при государственных и муниципальных театрах и концертных организациях служебной жилплощади (общежитий-гостиниц), необходимой для временного проживания приглашаемых на работу по срочному трудовому договору иногородних артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и других специалистов.
Министерству культуры Российской Федерации
Российскому профсоюзу работников культуры
Союзу театральных деятелей Российской Федерации
Общественной палате Российской Федерации
До внесения изменений в Трудовой кодекс РФ подготовить и провести методические совещания и семинары с руководителями организаций культуры, руководителями театров и концертных организаций, профсоюзами по намечаемой реформе трудовых отношений, подготовить и распространись методические рекомендации по проведению этой работы с приложением примерных образцов документов (положений о порядке проведения, примерных трудовых договоров).
1 В.В.Путин: выступление на Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (г.Москва, 25 сентября 2012 г.).
2 Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 29 апреля 2011 г.
3 Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 г.
4 А.А.Калягин, доклад на VI (XX) съезде СТД РФ
5 “Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года”, одобрена Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 г. № 1019-р
6 Рекомендация Международной организации труда “О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя“ № 166 (Принята в г. Женеве 22.06.1982 на 68-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и др.
7 Законодательно существуют еще такие основания увольнения работника по инициативе работодателя, как в связи с ликвидацией организации, сокращения численности или штата работников, установленные ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации
8 Справка к заседанию коллегии Минкультуры России по вопросу «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» (26.09.12 г.)