Нормы выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов

Документ актуален.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

 

ПИСЬМО

от 12 мая 1978 г. N 29-198


 

О НОРМАХ ВЫСТУПЛЕНИЙ АРТИСТОВ И ДИРИЖЕРОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ И НОРМАХ ПОСТАНОВОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПЕРСОНАЛА КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫХ

И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

 

 

Министерство культуры СССР направляет для руководства Нормы выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденные Министерством культуры СССР 29 ноября 1978 г. и согласованные с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС (письмо N 2246-МК от 4 августа 1978 г.).

Указанные нормативные документы вводятся в действие с 1 января 1979 г. в театрально-зрелищных предприятиях, расположенных в районах, переведенных на новые условия оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057; в остальных концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах – в сроки повышения минимальной заработной платы рабочих и служащих и увеличения тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства, установленные в народнохозяйственных планах.

 

Заместитель Министра

культуры СССР

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

НОРМЫ

ВЫСТУПЛЕНИЙ АРТИСТОВ И ДИРИЖЕРОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

 

  1. Учитывая особенности труда творческих работников музыкальных коллективов, устанавливаются следующие охранные месячные нормы их выступлений в концертах:

1) симфонические, камерные оркестры             не свыше 12 выступлений

2) хоровые коллективы (а капелла)               не свыше 14 выступлений

3) народные хоры                                не свыше 18 выступлений

4) ансамбли песни и танца                       не свыше 19 выступлений

5) оркестры народных инструментов               не свыше 17 выступлений

6) танцевальные (хореографические) коллективы   не свыше 15 выступлений

7) концертные эстрадные оркестры и ансамбли     не свыше 19 выступлений

8) духовые оркестры                             не свыше 18 выступлений

9) вокально-музыкальные коллективы (капеллы

бандуристов, рубабистов, чонгуристок и т.п.)        не свыше 16 выступлений

10) оркестры и ансамбли, обслуживающие

кинотеатры, рестораны, танцевальные площадки и т.д. по количеству рабочих

дней месяца.

  1. В зависимости от творческого мастерства коллектива и объема его работы по подготовке нового репертуара министерствам культуры союзных республик в отдельных случаях, в пределах охранных норм, разрешается устанавливать для ведущих коллективов плановые среднемесячные нормы, которые могут быть ниже предельных охранных норм. Дополнительной же оплате подлежит только переработка охранных норм, указанных в п. 1.
  2. Участие артистов в радиопередачах, телевизионных передачах, киносъемках, записях на пленку для показа по телевидению, организуемых непосредственно дирекцией концертной организации (коллектива), как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, учитывается в их норме выступлений в концертной организации (коллективе).

При этом засчитывается:

– за участие в радиопередаче до 30 мин. – 0,5 единицы нормы, свыше 30 мин. – 1 единица нормы;

– за участие в киносъемках каждый полный съемочный день – 2 единицы нормы;

– за запись на пленку продолжительностью до 20 мин. – 0,5 единицы нормы, продолжительностью свыше 20 мин. до 1 часа – 1 единица нормы за каждый вызов; если же продолжительность записи при одном вызове составила свыше 1 часа – 2 единицы нормы.

Запись, сделанная для производственных нужд концертной организации (коллектива), засчитывается в рабочее время и приравнивается к репетиции.

За выступление концертно-эстрадных оркестров на открытых стадионах и во Дворцах спорта вместимостью свыше 4 тыс. зрителей, а также за исполнение в концертах в 2-х отделениях инструментальной музыки (без участия артистов-вокалистов) артистам засчитывается до 1,5 единицы нормы.

  1. Нормы выступлений штатным артистам-вокалистам, артистам балета, артистам разговорного жанра, артистам оригинального жанра музыкальных коллективов устанавливаются в том же размере, что и для всего коллектива.
  2. Учет норм выступлений всех артистов музыкальных коллективов и ансамблей в концертах устанавливается квартальный.
  3. Для штатных артистов-вокалистов оркестров, обслуживающих кинотеатры и рестораны, устанавливается охранная месячная норма выступлений в таком же размере, что и для артистов оркестров.

При этом режим работы артистов-вокалистов должен быть составлен таким образом, чтобы количество выступлений на эстраде не превышало 20 раз в месяц, а остальное их рабочее время планировалось для проведения репетиционно-подготовительной работы.

Артистам-вокалистам этих оркестров за единицу нормы засчитывается в кинотеатрах – три выступления перед киносеансом в один день; в ресторанах – четыре выступления с концертными номерами.

В течение одного выступления артист-вокалист (солист) должен исполнять не менее 3 произведений.

Для артистов-вокалистов (солистов) устанавливается месячный учет выполнения норм выступлений в концертах.

  1. Для штатных артистов оркестров, артистов-вокалистов (солистов), артистов балета и артистов оригинального жанра, выступающих в платных концертах в ресторанах, устанавливается охранная месячная норма не свыше 22 выступлений в месяц. Для этих артистов устанавливается месячный учет выполнения норм выступлений.

Артистам оркестра, сопровождающим выступления артистов-вокалистов, артистов балета и артистов оригинального жанра в концертах продолжительностью свыше 1 час. 15 мин., за сопровождение до и после окончания концерта танцев засчитывается дополнительно 0,25 единицы нормы.

  1. В обязанности главного дирижера (художественного руководителя) оркестра и хора помимо руководства всей художественной и творческой жизнью коллектива входит и выступление в концертах в качестве дирижера.

Нормы дирижирования в концертах устанавливаются:

для симфонических оркестров главным дирижерам – не свыше 7, дирижерам – не свыше 10 в месяц;

для хоровых коллективов (а капелла) главным дирижерам – не свыше 7, дирижерам – не свыше 10 в месяц;

для оркестров народных инструментов, духовых оркестров главным дирижерам – не свыше 9, дирижерам – не свыше 13 в месяц;

для ансамблей песни и танца главным дирижерам – не свыше 11 концертов в месяц, дирижерам – не свыше 15 концертов.

Для дирижеров, в том числе и для главных дирижеров камерных оркестров, концертных эстрадных оркестров и ансамблей, оркестровых групп танцевальных и хоровых коллективов, оркестров и ансамблей, обслуживающих кинотеатры, рестораны, танцевальные площадки и т.д., охранные месячные нормы дирижирования устанавливаются на уровне норм выступлений, предусмотренных для артистов данного коллектива.

Учет выполнения норм дирижирования в концертах устанавливается квартальный.

  1. За выступление главных дирижеров (художественных руководителей) эстрадных оркестров (кроме дирижирования) в качестве артистов с самостоятельными сольными номерами им выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 0,25 установленной концертной ставки артиста-солиста-инструменталиста за каждое выступление.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

НОРМЫ

ПОСТАНОВОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА КОНЦЕРТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

 

Исходя из характера и специфики работы художественного персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, устанавливаются следующие годовые охранные нормы новых постановок (в учетных единицах):

главные режиссеры, главные балетмейстеры, художественные

руководители, главные художники                              – не свыше 20;

режиссеры-постановщики, балетмейстеры-постановщики,

художники-постановщики                                       – не свыше 30.

При учете выполнения штатным работником художественного персонала годовых норм новых постановок засчитывается следующее количество учетных единиц за постановку:

  1. Специального торжественно-праздничного концерта,

осуществленного по специально утвержденному сценарию и связанного

со сложным режиссерским решением, в г. г. Москве, Ленинграде

и столицах союзных республик                                        – 12

  1. Эстрадного театрализованного представления со сквозным

сюжетом, поставленного по специальному сценарию, в двух отделениях

(или в одном отделении продолжительностью свыше 1 час. 50 мин.),

а также юбилейного, декадного концерта                              – 8

  1. Эстрадного театрализованного представления со сквозным

сюжетом, поставленного по специальному сценарию, в одном отделении  – 4

  1. Елочного театрализованного представления со сквозным сюжетом

по специальному сценарию продолжительностью не менее 1 час. 20 мин.

с одновременной постановкой театрализованной встречи детей в фойе   – 8

  1. Елочного театрализованного представления со сквозным сюжетом

по специальному сценарию продолжительностью не менее 1 час. 20 мин. – 6

  1. Елочного концерта, составленного из готовых номеров,

со специально подготовленным конферансом Деда Мороза и Снегурочки

продолжительностью не менее 1 час. 20 мин.                          – 0,75

  1. Полной тематической концертной программы (концерты

из цикла “Жизнь и творчество известных композиторов, музыкантов,

писателей, поэтов”, “Памятные даты”, “Музыкальное лето” и т.д.)

со сквозным сюжетом по специальному сценарию:

в двух отделениях                                               – 4

в одном отделении                                               – 2

  1. Праздников-концертов или театрализованных представлений

на стадионах, во Дворцах спорта и зеленых театрах вместимостью

свыше 10 тыс. мест                                                  – 10

  1. Праздников-концертов или театрализованных представлений

на стадионах, во Дворцах спорта и зеленых театрах вместимостью

менее 10 тыс. мест                                                  – 7

  1. Смешанных концертов, составленных из готовых номеров

(в том числе проводимых в праздничные дни)                          – 0,5

  1. Массовых танцев, балетных сцен                              – 4
  2. Сольных, парных и групповых танцев с числом участников

не свыше трех                                                       – 3

  1. Концертных номеров разговорного жанра, музыкальных

фельетонов, вокальных номеров, требующих образно-сценического

решения                                                             – 1

  1. Сцен (в т.ч. вокальных сцен, требующих образно-

сценического решения), скетчей для артистов разговорного жанра      – 2

  1. Концертных номеров физкультурно-спортивного

и оригинального жанров                                              – 1,5

  1. Особо сложных концертных номеров физкультурно-спортивного

и иллюзионного жанров с оригинальными трюками и использованием

специальной аппаратуры                                              – 3

  1. Сольных концертов артистов разговорного или вокального

жанров, требующих образно-сценического решения:

в двух отделениях                                               – 3

в одном отделении                                               – 1,75.

Примечания:

  1. Молодым режиссерам, балетмейстерам и художникам – выпускникам высших учебных заведений, находящимся в штате концертной организации, годовые нормы новых постановок уменьшаются на следующее количество учетных единиц: в течение первого года работы после окончания высшего специального учебного заведения – на 12, в течение второго года – на 8 и в течение третьего года – на 4 учетных единицы.
  2. Штатным художникам-постановщикам за создание эскизов костюмов для отдельных концертных номеров, не связанных с постановкой театрализованных представлений, засчитывается от 0,1 до 0,2 единицы и за создание особо сложных эскизов исторических и современных оригинальных костюмов – от 0,2 до 0,3 единицы за каждый эскиз.

Приглашаемым в разовом порядке художникам за создание эскизов костюмов засчитывается соответственно такое же количество учетных единиц.

  1. В случае привлечения к оформлению концертной программы или театрализованного представления двух художников (одного по декорациям и другого по костюмам) оплата им производится в пределах общей суммы вознаграждения, установленной в соответствии с настоящими Нормами за постановку данной концертной программы или эстрадного театрализованного представления.
  2. Учет норм художникам-постановщикам, приглашаемым для оформления концертов и номеров, перечисленных в п. п. 6, 7, 10 – 17, производится за фактическое количество созданных эскизов в соответствии с п. 2 примечания к настоящим Нормам.
  3. За оформление особо сложного театрализованного елочного представления на центральных крупнейших площадках или театрализованной программы “Мюзик-холла”, требующих создания свыше 40 оригинальных эскизов декораций и костюмов по группам типажей, художнику-постановщику засчитывается 11 единиц.
  4. За постановку театрализованного елочного представления во Дворцах спорта вместимостью свыше 10 тыс. мест режиссеру-постановщику засчитывается 11 единиц.
  5. Танцы, поставленные балетмейстерами в своей интерпретации на основе ранее созданных номеров, засчитываются в размере до 50% от установленного количества учетных единиц (или оплачиваются в размере до 50% соответствующей разовой оплаты).
  6. За повторную постановку концертных программ и номеров всех видов по тому же сценарию или режиссерской экспозиции засчитывается 0,5 соответствующей нормы.

В таком же размере засчитывается художникам-постановщикам оформление концертных программ и номеров по ранее созданным эскизам.

  1. Оплата труда приглашаемых в разовом порядке режиссеров-постановщиков, балетмейстеров-постановщиков, художников-постановщиков производится из расчета установленных им при тарификации должностных окладов и утвержденных норм учетных единиц.