Уважаемые коллеги!
В июне 2011 года были приняты законы №144-ФЗ и №145-ФЗ, которые восполнили ранее утраченную специфику подготовки творческих кадров в детских школах искусств (далее — ДШИ) и в ассисентуре 5-стажировке. Вся педагогическая общественность ДШИ находится в ожидании подзаконных актов, в которых должен отразиться механизм реализации принятых законов. К сожалению, решение этих вопросов затягивается. В связи с многочисленными вопросами профсоюзного актива и педагогов, предлагаем Вашему вниманию (справочно) информацию о перспективах нормативно-правового регулирования художественного образования в Российской Федерации и современных аспектах развития творческих учебных заведений, предоставленную заместителем директора департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александрой Олеговной Аракеловой на состоявшемся в Новосибирске форуме педагогических работников художественного образования.
Нормативно-правовое регулирование деятельности
детских школ искусств.
В советский период деятельность ДШИ имела централизованный характер руководства. Были наркомпроссы и все школы работали по единым правовым актам. После принятия Федерального закона «Об образовании» в июле 1992 года ДШИ выпали из правового поля.
После принятия в 2008 году Концепции развития художественного образования до 2012 года ситуация изменилась. Был создан экспертный Совет в области культуры и искусства, который предложил внести изменения в Программу «Культура России 2012-2018 годы». В итоге в неё включены разделы «Модернизация ДШИ», «Подготовка и переподготовка кадров», «Комплектование библиотечных фондов», «Методические разработки».
Что касается волнующего всех вопроса о единой норме часов за ставку, то полномочиями по их установлению располагает Министерство образования РФ, которое длительное время не изменяло нормы, но в январе 2011 года состоялась совместная коллегия Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ, где, наконец, Министрство образования РФ поддержало предложение об установлении единой нормы учебной нагрузки (18 часов) за ставку заработной платы. В ответ на решение коллегии Министерство финансов РФ затребовало согласие губернаторов всех регионов. В итоге — 33 региона (40%) потребовали дополнительных средств из федерального бюджета, 7 регионов не ответили, остальные ответили положительно. Как мы понимаем, из данной ситуации выход только один: субъекты должны сами найти средства и предусмотреть их при формировании бюджетов на 2013 год.
Вопрос досрочной пенсии тоже обсуждался на коллегии, но Минздравсоцразвития РФ не поддержало решения, так как считает, что в учебном процессе педагогов дополнительного образования нет такой нагрузки как у педагогов системы общего образования. Этот вопрос поднимали и на встрече Медведева Д.А. с сельской интеллигенцией, и в настоящее время он продолжает обсуждаться.
Заработная плата. В настоящее время Министерство культуры РФ делает расчеты повышения зарплаты педагогам ДШИ до уровня средней по региону. Планируется выделение субсидий из федерального бюджета по схеме педагогов общего образования. Это будет для всех педагогов, включая ВУЗы и ССУЗы. С сентября 2013 года уровень зарплаты педагогов должен быть поднят до средней по экономике в регионе.
Классическое образование. За 10 лет количество обучающихся в ДШИ увеличилось, а обучение классическому образованию и классическим видам искусств сократилось более чем в 2 раза. В рамках модернизации художественного образования выделится классическое образование, связанное с обучением игре на фортепиано, народных, струнных и духовых инструментах.
Федеральные законы №№144,145,160, принятые в июне 2011 года, охватывают широкий круг проблем, решением которых занимается Министерство культуры РФ: составлением и разработкой примерных учебных планов, программ, проектов нормативных актов по промежуточной и итоговой аттестации, порядку её проведения, разработкой САНПинов (размещены на сайте Минкульта РФ), федеральных государственных требований (ФГТ- находятся в Минздравсоцразвития РФ). Разработан проект типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое дает понятие ДШИ по видам искусств, имеющихся в Российской Федерации. Этим документом вводяться понятия «аудиторные и внеаудиторные занятия», «творческая деятельность», «коллегиальные органы управления» и другие.
В новых уставах ДШИ должны быть отражены следующие нормы:
- реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,
- виды деятельности в соответствии с ФГТ,
- структура управления деятельности: порядок формирования, функции коллегиальных органов,
- правила приема детей и порядок их отбора,
- формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации,
- порядок и условия отчисления обучающихся,
- порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую,
- язык, на котором ведется обучение,
- права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников,
- режим работы педагогов и образовательного учреждения,
- численный состав образовательного учреждения