Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отвечает на вопросы по оплате труда, эффективному контракту и другие

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отвечает на вопросы по оплате труда, эффективному контракту и другие.

 

Вопрос 1. Начиная с какого времени руководители государственных учреждений Новосибирской области должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ. Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 29.01.2013 № 28-п руководители государственных учреждений Новосибирской области должны предоставлять в исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, в ведении которого находится государственное учреждение Новосибирской области, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно, не позднее 30 апреля, начиная с доходов за 2012 год. Это касается всех бюджетных сфер – образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Руководители муниципальных учреждений предоставляют данные сведения в соответствии с аналогичным порядком, утвержденным руководителями муниципальных учреждений.

 

Вопрос 2. В 2008 году работники государственных и муниципальных учреждений были переведены на отраслевые системы оплаты труда. Почему вновь возник вопрос о совершенствовании оплаты труда работников бюджетной сферы?

Ответ. Действительно, в 2008 году были внедрены отраслевые системы оплаты труда, и тогда руководители государственных и муниципальных учреждений получили большую самостоятельность в вопросах установления заработной платы своим сотрудников. Изменять этот подход не планируется, но система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений нуждается в уточнении и корректировке.

Главная задача, которая сегодня стоит перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, — это повышение качества услуг, предоставляемых населению. Это касается сферы здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания.

Планируется, что повышение качества государственных услуг будет сопровождаться повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года предусмотрены параметры значительного повышения оплаты труда для врачей, среднего, младшего медицинского персонала, работников системы образования, учреждений культуры и социальной защиты. Все эти решения нашли отражение в программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013-2018 годы, принятой Правительством Российской Федерации и распоряжении Правительства Новосибирской области от 21.01.2013 № 9-рп.

 

Вопрос 3. В чем суть понятия «эффективный контракт»?

Ответ. Введение «эффективного контракта» не предполагает изменений трудового законодательства. Речь идет о качественном совершенствовании трудовых отношений в рамках действующего трудового договора. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, четко установлен размер стимулирующих выплат за выполнение качественных показателей деятельности. Условия установления стимулирующих выплат должны быть понятны работодателю и работнику, нельзя допускать их двойного толкования.

 

Вопрос 4. Как будет расти заработная плата работников, указанных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»?

Ответ. Динамика роста заработной платы работников определена в планах мероприятий («дорожных картах»), направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры.

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы должно быть связано с повышением качества предоставляемых услуг. Кроме того, должно соблюдаться установленное соотношение средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников.​

 

Вопрос 5. Почему повышение должностных окладов на 25 % не сопровождается увеличением финансирования на заработную плату? Где взять средства?

Ответ. Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.02.2013 № 58-п «О повышении оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области» (далее – Постановление Правительства Новосибирской области), с 1 марта 2013 года увеличены на 25 процентов размеры должностных окладов служащих и окладов по профессиям рабочих государственных учреждений Новосибирской области (далее – оклад).

Увеличение окладов на 25% производится по всем должностям служащих и профессиям рабочих государственных и муниципальных учреждений Новосибирской области в целях увеличения гарантированной части в структуре заработной платы работников учреждений Новосибирской области и осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, связанных с оплатой труда, предусмотренных на 2013 год.

В случае недостатка средств на выплату заработной платы при увеличении окладов, размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, составляющих заработную плату, перераспределяются, в том числе за счет исключения необоснованных выплат за совмещение, совместительство, расширение объема выполняемых работ, а также различных выплат, не предусмотренных отраслевым тарифным соглашением (положением об оплате труда).

 

Вопрос 6. Какой размер минимальной часовой оплаты труда применяется в настоящее время при расчете заработной платы работникам, переведенным на часовую оплату труда в соответствии постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.02.2005 № 81 «О часовой оплате труда»?

Ответ. До принятия нового нормативного правового акта следует руководствоваться постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.02. 2005 № 81 «О часовой оплате труда» (в редакции постановления от 14.10.2005 № 551).

В соответствии с пунктом 3 временного порядка и условий применения часовой оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, утвержденных вышеназванным постановлением Губернатора Новосибирской области, размер минимальной часовой оплаты труда индексируется или повышается в сроки и размерах, установленные постановлениями Губернатора области для работников учреждений бюджетной сферы Новосибирской области.

Учитывая увеличение должностных окладов (окладов) на 25 % с 1 марта 2013 года, применяется минимальная часовая оплата труда в размере 57 руб. 21 коп.​

 

Вопрос 7. Нужно ли корректировать средний заработок работников государственных и муниципальных учреждений в связи с увеличением с 1 марта 2013 года на 25% размеров должностных окладов служащих и окладов по профессиям рабочих?​

Ответ. Особенности порядка исчисления средней заработной платы отражены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение). В соответствии с пунктом 16 Положения в случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

Увеличение окладов на 25% произведено в целях увеличения гарантированной части в структуре заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области и осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований, связанных с оплатой труда, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на 2013 год.

Таким образом, коэффициент индексации, рассчитанный путем деления вновь установленных тарифных ставок и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады и ежемесячные выплаты будет равен 1. Следовательно, корректировка среднего заработка работников в связи с увеличением окладов с 1 марта на 25% не производится.​

 

Вопрос 8. Каким образом будет расти заработная плата работников, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»?

Ответ. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента) предусмотрены параметры значительного повышения заработной платы врачей, среднего, младшего медицинского персонала, педагогических, социальных работников, работников культуры.

Динамика роста заработной платы работников определена в планах мероприятий («дорожных картах»), направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры.

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы должно сопровождаться ростом качества оказываемых ими услуг. Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента для соответствующей категории работников.

Поэтому одной из задач является создание такого механизма стимулирования оплаты труда, который приведет к повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Иными словами, должны быть разработаны критерии эффективности деятельности и качества услуг, с помощью которых учреждение могло бы стимулировать своих работников.

Региональными органами власти и органами местного самоуправления в настоящее время отрабатывается система показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых федеральными исполнительными органами государственной власти Российской федерации в соответствующих сферах деятельности.

Таким образом, будет реализована задача по построению сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация — субъект Российской Федерации — учреждение — работник».

Таким образом, у каждого работника появляются новые возможности проявить себя, и насколько повысится его заработная плата, зависит от самого работника. Однако повышение заработной платы будет сопровождаться усилением контроля за результатами труда, повышением требовательности к профессиональным навыкам, что может стать основанием для пересмотра условий трудовых договоров.​

 

Вопрос 9 Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н, вступившим в действие с 1 июля 2013 года, утверждены Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда: руководитель службы охраны труда и специалист по охране труда. Каким документом установлены размеры должностных окладов по указанным должностям?​

Ответ. Размеры должностных окладов по должностям: «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда» утверждены приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 10.09.2013 № 465 «О внесении изменений в приказ департамента труда и занятости населения Новосибирской области от 14.02.2008 № 55», который размещен на официальном сайте министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области в разделе Труд\Оплата труда\Отраслевая система\Оплата труда работников бюджетной сферы.​