Уважаемые коллеги!
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счёт реорганизации неэффективных организаций;
В этой связи органами исполнительной власти субъектов РФ будет проводиться разработка типовых норм труда.
Одновременно мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
Российский профсоюз работников культуры предлагает в ходе проведения мероприятий по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений культуры, руководствоваться методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р с изменениями. внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р.
Приложение: на 20л.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. N 1767-р
Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 43, ст. 5264).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2009 г. N 1767-р
ИЗМЕНЕНИЕ,
КОТОРОЕ ВНОСИТСЯ В МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Раздел «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства» изложить в следующей редакции:
«МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основаниисоциальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее — нормативы).
Нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей.
Нормативы на г. г. Москву и Санкт-Петербург не распространяются.
- Государственные и муниципальные библиотеки
Библиотечное обслуживание субъектов Российской Федерации
В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать по 1 библиотеке следующих типов (по профилю обслуживания):
универсальная научная библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека;
специализированная библиотека для инвалидов по зрению.
Функции центральных государственных библиотек субъекта Российской Федерации определены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О библиотечном деле» и включают в себя обязанность формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь муниципальным и межпоселенческим библиотекам. Следует подчеркнуть, что формирование центральными государственными библиотеками субъекта Российской Федерации универсальных по составу книжных фондов исключает установление стандартных нормативов приобретения ими текущих изданий и других видов документов. Комплектование фондов центральных библиотек регионов определяется на основе исторически сложившихся культурных традиций, а также мониторинга информационных потребностей населения.
Рекомендованные Правительством Российской Федерации нормативыдопускают создание объединенных библиотек для детей и юношества.
В организации работы специализированных библиотек для инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению.
Библиотечное обслуживание муниципальных районов
Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района является создание условий для сохранения кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых информационных ресурсов. Такие объединения — централизованные библиотечные системы работают в нашей стране с 1980-х годов.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районные централизованные библиотечные системы или объединения иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений между главами администраций муниципальных районов и муниципальных поселений о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций.
Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района предусмотрено создание библиотек 3 типов:
межпоселенческая библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека.
Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки.
Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь.
Центральная районная библиотека по своим функциям становится правопреемницей централизованной библиотечной системы и может возглавлять библиотеки городских и сельских поселений.
Методическая помощь, оказываемая центральной районной библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки городских поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Детские и юношеские библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и юношества с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, юношеский) или 1 отдел (для детей и юношества) центральной районной библиотеки.
Библиотечное обслуживание городских поселений
(городских округов)
Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. Минимальное количество библиотек в городских поселениях и городских округах определяется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Категория │ Количество библиотек, единиц │
│ населенного пункта ├───────────────┬────────────────┬───────────────────┤
│ │ общедоступных │ детских │ юношеских │
│ │ универсальных │ │ │
└────────────────────┴───────────────┴────────────────┴───────────────────┘
- Городское 1 на населенный 1 на населенный —
поселение пункт пункт
(городской округ)
с численностью
населения до 50 тыс.
человек
- Городское 1 на 10 тыс. 1 на 5,5 тыс. 1 на 17 тыс.
поселение жителей (с детей жителей в возрасте
(городской округ) учетом дошкольного и от 15 до
с численностью пешеходной школьного 24 лет
населения 50 тыс. доступности возраста
человек и более библиотеки)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества.
Минимально необходимое количество библиотек в городском поселении (городском округе) определяется по следующей формуле:
БС = Н : Нн,
где:
БС — библиотечная сеть;
Н — численность населения;
Нн — норматив численности жителей на 1 библиотеку.
За сетевую единицу количества библиотек принимаются:
самостоятельные библиотеки — общедоступные универсальные, организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению и других категорий населения;
универсальные центральные библиотеки;
межмуниципальные и межпоселенческие библиотеки, имеющие филиалы;
библиотеки-филиалы;
поселенческие библиотеки (бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), получившие статус отделов межпоселенческой библиотеки и библиотеки поселений (также бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право определять минимальное количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся ситуации и местных особенностей.
Библиотечное обслуживание сельских поселений
Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 500 человек). В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек нестационарное библиотечное обслуживание (передвижные библиотеки — библиобусы, библиокатера и др.), а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта.
Определение форм библиотечного обслуживания сельских поселений и минимальных норм создания стационарных библиотек осуществляется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
┌─────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Категория населенного пункта │ Вид библиотеки │
└─────────────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
- Населенный пункт, с численностью библиотечный пункт (отдел
населения до 500 человек, находящийся на нестационарного обслуживания)
расстоянии до 5 км от административного поселенческой библиотеки,
центра поселения передвижная библиотека
- Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой библиотеки
населения до 500 человек, находящийся
на расстоянии более 5 км от
административного центра поселения
- Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой библиотеки
населения более 500 человек, находящийся
на расстоянии до 5 км от
административного центра поселения
- Населенный пункт, с численностью общедоступная поселенческая
населения более 500 человек, находящийся библиотека
на расстоянии более 5 км от
административного центра поселения
- Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека
поселений, с численностью населения
до 500 человек
- Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека и ее филиал
поселений, с численностью населения
от 500 до 1000 человек
- Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека (на каждую тысячу
поселений, с численностью населения населения) и детская
более 1000 человек библиотека (на каждую тысячу
детского населения)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Методика определения нормативной потребности объема
библиотечного фонда и его пополнения
Объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных носителях информации, а также аудиовизуальных документов для создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в соответствии со следующими нормативами книгообеспеченности, установленными Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией:
в городах — от 5 до 7 экземпляров на 1 жителя;
в сельских поселениях — от 7 до 9 экземпляров на 1 жителя.
При этом центральная библиотека города (района), обслуживающая население всей территории города (района), должна располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от 0,5 до 2 экземпляров на 1 жителя.
Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в библиотеке определяется по следующей формуле:
Фб = К x Н,
где:
Фб — фонд библиотеки;
К — книгообеспеченность на душу населения;
Н — численность населения.
Годовой объем пополнения библиотечного фонда текущими изданиями и материалами должен составлять не менее 250 экземпляров на 1 тыс. жителей.
Объем фондов детских и юношеских библиотек определяется по указанной формуле, где Н — численность населения детского и юношеского возрастов.
В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания детской библиотеки) литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 процентов общего объема фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, в том числе обучающие и развлекательные программы и игры.
Пополнение фонда специализированной библиотеки для инвалидов по зрению должно составлять не менее 12 процентов имеющейся литературы.
Для библиотечных пунктов (отделов нестационарного обслуживания) и передвижных библиотек пополнение, обновление и книгообмен должны составлять 100 процентов их фонда.
Применение поправочных коэффициентов для учета особо
сложных условий территорий библиотечного обслуживания
Рекомендуется вносить дополнительные поправки в расчеты норм сети библиотек и их ресурсов в тех случаях, когда муниципальное образование имеет особые условия, усложняющие предоставление библиотечных услуг (многоязычный состав жителей, удаленность малонаселенных пунктов или затрудненность коммуникаций из-за сложного рельефа местности). Чтобы обеспечить равные возможности для доступа населения таких территорий к информации и культурным ценностям в библиотеках целесообразно использовать поправочные коэффициенты к нормативам в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Фактор влияния │ Поправочные коэффициенты к нормативам │
│ ├───────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ численность │книжный фонд│ объем │
│ │ населения в │ │ежегодного │
│ │ расчете на 1 │ │пополнения │
│ │ библиотеку │ │ книжного │
│ │ │ │ фонда │
└────────────────────────────────┴───────────────┴────────────┴───────────┘
Сложность рельефа местности 0,5 — 0,8 1,2 1,2
Радиус района обслуживания более 0,5 — 0,7 1,1 — 1,2 1,1 — 1,2
5 км, наличие в районе более 10
населенных пунктов
Многонациональное население 0,5 1,2 1,2
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
В условиях сложного рельефа местности и удаленности населенных пунктов от административных центров поселений, где обычно располагается опорная публичная библиотека, целесообразно создавать ее филиалы в расчете на меньшее количество жителей, чем рекомендовано нормативами. Так, в поселениях со значительным количеством удаленных и малонаселенных пунктов правомерно установить норму создания библиотеки, применив поправочные коэффициенты от 0,5 до 0,8 (в зависимости от степени затрудненности условий). В таких случаях при норме 1 библиотека в расчете на 500 жителей рекомендовано использовать следующую формулу определения целесообразности филиала библиотеки или филиала библиотечно-досугового комплекса:
500 человек x 0,5 = 250 человек,
где 0,5 — поправочный коэффициент.
В случае большой разбросанности малонаселенных пунктов муниципальное образование может содержать библиотеки в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек.
В случае, если поселенческая библиотека обслуживает жителей, говорящих на 2 и более языках либо проживающих в населенных пунктах, которые расположены в удалении от библиотеки на 5 км и более или в местностях со сложным рельефом (горы, водные преграды и др.), для определения необходимого объема библиотечного фонда рекомендуется включать в расчеты поправочный коэффициент 1,2.
Объем библиотечного фонда в указанном случае будет рассчитываться по следующей формуле:
Фб = К x Н x Пк,
где Пк — поправочный коэффициент.
При наличии в субъекте Российской Федерации однотипных условий во всех его районах нет необходимости применять поправочные коэффициенты.
- Культурно-досуговые учреждения
Для субъекта Российской Федерации определяется один Дом (Центр) народного творчества (учреждение культуры, выполняющее функции Дома (Центра) народного творчества) регионального значения.
Указанный Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, исходя из демографических, географических и климатических условий региона.
Учреждения культурно-досугового типа
Нормативная потребность субъекта Российской Федерации в учреждениях культурно-досугового типа определяется как сумма сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативами обеспеченности.
Для муниципальных районов или городских округов мощностная характеристика центрального (межпоселенческого, окружного, районного) учреждения культурно-досугового типа определяется исходя из численности населения муниципального района или городского округа, но должна составлять не менее 500 зрительских мест.
Для городских или сельских поселений, имеющих в составе несколько населенных пунктов, нормативная потребность в центральных поселенческих учреждениях культурно-досугового типа определяется исходя из общей численности населения в городском или сельском поселении, имеющих в составе несколько населенных пунктов.
Для городских поселений с численностью населения до 10 тыс. человек мощностная характеристика учреждения культурно-досугового типа определяется по нормативам потребности городского поселения с соответствующим количеством населения.
Для городских поселений с численностью населения более 10 тыс. человек и городских округов численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей.
Для сельских поселений:
с численностью населения до 500 человек — численность населения делится на 100 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 100 жителей;
с численностью населения от 500 до 1000 человек — минимальная нормативная потребность определяется исходя из функциональной загруженности учреждения культурно-досугового типа в соответствии с нормативом в 150 — 200 зрительских мест;
с численностью населения от 1000 до 2000 человек — численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей;
с численностью населения от 2000 до 5000 человек — численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей;
с численностью населения от 5000 и более человек — численность населения поселения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей.
Для сельских и городских населенных пунктов, входящих в состав сельского или городского поселения, нормативная потребность определяется по следующей формуле:
D = A : H x C,
где:
D — норматив количества зрительских мест культурно-досугового учреждения населенного пункта, входящего в состав сельского или городского поселения;
A — нормативное количество зрительских мест культурно-досугового учреждения сельского или городского поселения;
H — общее количество населения сельского или городского поселения;
C — количество жителей населенного пункта, входящего в состав сельского или городского поселения.
Количество зрительских мест в расчете на 100 или 1000 жителей может отличаться от рекомендуемого в зависимости от региональных особенностей.
Для определения сетевых показателей численность населения на расчетный период для каждой категории населенных пунктов умножается на соответствующее количество зрительских мест в расчете на 100 или 1000 жителей и полученное количество зрительских мест делится на количество зрительских мест учреждений культурно-досугового типа.
Общая нормативная потребность в учреждениях культурно-досугового типа для городских и сельских поселений определяется как сумма значений сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов.
В качестве сетевых единиц учреждений культурно-досугового типа учитываются самостоятельные учреждения:
межпоселенческие районные Дома культуры, городские Дома культуры, сельские Дома культуры, входящие в клубную систему городских поселений;
поселенческие Дома культуры и филиалы Домов культуры, расположенные в обособленных помещениях, если наличие такого филиала отражено в уставе учреждения культуры клубного типа, центры культуры и досуга, культуры и искусств;
социально-культурные, культурно-досуговые комплексы;
центры эстетического воспитания детей, клубы и дома творческой интеллигенции;
центры традиционной культуры;
дома ремесел и фольклора;
национально-культурные центры.
Информационно-методические центры
Муниципальный район должен иметь 1 информационно-методический центр межпоселенческого характера, являющийся самостоятельным учреждением или структурным подразделением центрального (межпоселенческого) районного учреждения культурно-досугового типа.
Информационно-методические центры осуществляют информационные и методические услуги учреждениям культурно-досугового типа в сельской местности.
Передвижные центры культуры (культбригады)
Количество передвижных центров культуры (культбригад) определяется в зависимости от количества населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования и не имеющих стационарных учреждений культурно-досугового типа, из расчета 1 передвижной центр культуры (культбригада) на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 5, в регионах или муниципальных образованиях с низкой плотностью населения и на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 10, в регионах или муниципальных образованиях со средней или высокой плотностью населения.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях количество передвижных центров культуры (культбригад) определяется в зависимости от количества населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования и не имеющих стационарных учреждений культурно-досугового типа, из расчета 1 передвижной центр культуры (культбригада) на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 3, в регионах или муниципальных образованиях с низкой плотностью населения.
Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха размещаются в зависимости от численности населения в количестве не менее 1 в поселениях с численностью населения от 10 до 100 тыс. человек и в поселениях с численностью населения свыше 100 тыс. человек исходя из норматива — 1 парк культуры на каждые 100 тыс. жителей.
Сетевой показатель для каждой категории различных поселений определяется путем умножения количества поселений этой категории на количество парков культуры и отдыха, рекомендуемых для размещения в поселениях каждой категории.
Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых показателей по поселениям различных категорий.
- Музеи
В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать не менее 2 музеев. Минимальное количество музеев в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах, а также в сельских поселениях зависит от общей численности населения и наличия музейных коллекций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также от возможности органов власти соответствующего уровня обеспечить сохранность и безопасность предметов Музейного фонда Российской Федерации.
Музеи создаются из расчета:
не менее 1 — на муниципальный район с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек;
не менее 2 — на муниципальный район с численностью населения от 10 до 20 тыс. человек.
В муниципальных районах с численностью населения более 20 тыс. человек рекомендуется создание 2 — 3 музеев. При этом 1 музей должен иметь статус краеведческого музея, а 2 других могут быть тематическими и отражать особенности соответствующего региона. Создание еще одного музея носит рекомендательный характер. Количество музеев в муниципальном районе определяется путем умножения количества поселений этого района на нормативное количество музеев в поселениях.
Музеи создаются в городских поселениях и городских округах с численностью населения до 100 тыс. человек в количестве не менее 2 — 4 и с численностью населения более 100 тыс. человек — в количестве не менее 4 — 5. Сетевой показатель для городских поселений определяется для каждой категории поселений отдельно путем умножения количества поселений соответствующей категории на количество музеев в поселении. Количество музеев в каждом поселении рассчитывается исходя из численности населения и соответствующего для этого поселения норматива обеспеченности.
Музеи размещаются в количестве не менее 1 в сельских поселениях с численностью населения до 10 тыс. человек.
Потребность в музеях в соответствующих населенных пунктах определяется в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
┌──────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐
│ Категория населенных пунктов │Количество музеев,│
│ │ рекомендуемых для│
│ │ размещения в │
│ │населенном пункте,│
│ │ единиц │
└──────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘
Муниципальные районы с численностью населения:
5 — 10 тыс. человек 1
10 — 20 тыс. человек 2
более 20 тыс. человек 2 — 3
Городские поселения и городские округа с численностью
населения:
до 100 тыс. человек (на каждые 25 тыс. человек) 1
более 100 тыс. человек (на каждые 25 тыс. человек) 1
Сельские поселения с численностью населения до 10 1
тыс. человек
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
На территории Российской Федерации могут создаваться и действовать музеи, различающиеся по их целевому назначению и видовому составу фондов, а также по другим основаниям.
В субъектах Российской Федерации количество музеев рассчитывается исходя из видов музейных коллекций (краеведческие, художественные, этнографические и др.).
За сетевую единицу принимаются краеведческие и мемориальные музеи, музеи изобразительных искусств, технические, исторические, литературные, народного творчества, этнографические, воинской и трудовой славы и другие музеи, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и за отдельную сетевую единицу не считаются, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы в населенных пунктах поселений.
В сельском поселении может быть организован музей с филиалами в населенных пунктах с численностью населения до 1 тыс. человек.
- Выставочные залы, картинные галереи
Для муниципальных районов с численностью населения до 50 тыс. человек необходимо создание 1 учреждения, предоставляющего услуги выставочных залов и картинных галерей.
Выставочные залы и картинные галереи размещаются:
в городских поселениях и городских округах с численностью населения до 300 тыс. человек — не менее 1;
в городских поселениях и городских округах с численностью населения свыше 300 тыс. человек — не менее 2.
Количество выставочных залов и картинных галерей для каждой категории поселений рассчитывается путем деления численности населения поселения соответствующей категории на соответствующий норматив обеспеченности.
В зависимости от состава и объема фондов выставочные залы и галереи могут являться структурными подразделениями музеев.
В субъектах Российской Федерации, а также в сельских поселениях могут создаваться выставочные залы и (или) галереи как самостоятельные учреждения или в качестве структурных подразделений музеев и учреждений культурно-досугового типа.
В городах, имеющих районное деление, выставочный зал (галерея) создается в каждом административном районе. Выставочные залы и (или) галереи могут иметь филиалы.
- Театры
Минимальное количество профессиональных театров в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
┌──────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ Наименование видов организаций │ Минимальное │
│ │ количество, единиц │
└──────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────┘
Театры драмы 1
Театры юного зрителя 1
Театры кукол 1
Музыкально-драматические театры 1
Прочие театры 1
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Необходимое число мест в театрах определяется в расчете на каждые 5 тыс. жителей и зависит от плотности населения городского поселения и городского округа:
4 места — для территорий с низкой плотностью населения;
5 мест — для территорий с высокой плотностью населения.
Подобный норматив распространяется на городские поселения и городские округа с численностью населения более 100 тыс. человек, за исключением таких поселений, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах. В поселениях с численностью населения менее 100 тыс. человек, расположенных в этих регионах, по решению учредителя могут создаваться театры.
В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета.
В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более 1 могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков.
Для театров кукол и театров юного зрителя необходимое количество зрительских мест определяется в расчете на каждую тысячу детей и зависит от плотности населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском поселении, городском округе:
для территорий с низкой плотностью населения — 2 места;
для территорий с высокой плотностью населения — 3 места.
Профессиональные театры могут создаваться в городских округах и городских поселениях, если они располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях, независимо от численности населения.
Профессиональные театры могут иметь филиалы.
За сетевую единицу принимаются театры и театры-филиалы по их видам.
- Концертные организации и коллективы
Для субъектов Российской Федерации количество зрительских мест в учреждениях, предоставляющих услуги концертных организаций и коллективов, определяется в расчете на каждые 200 тыс. человек в зависимости от плотности населения. Для территорий с низкой плотностью населения количество зрительских мест должно составлять 100 единиц на каждые 200 тыс. человек, а для территорий с высокой плотностью — 200 единиц на каждые 200 тыс. человек. Сетевой показатель для каждой категории поселения определяется умножением численности населения каждой категории поселения на соответствующее количество мест в расчете на 200 тыс. жителей.
В городских поселениях и городских округах с численностью населения более 100 тыс. человек количество учреждений должно составлять не менее 1, за исключением городских поселений и городских округов, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах. В поселениях с численностью населения менее 100 тыс. человек, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах, по решению учредителя также могут создаваться театры.
Для городских поселений и городских округов необходимое количество зрительских мест определяется в зависимости от численности населения городского поселения (на каждую тысячу жителей):
для территорий с низкой плотностью населения — 2 места;
для территорий со средней плотностью населения — 3 места;
для территорий с высокой плотностью населения — 4 места.
Концертные залы и филармонии могут иметь филиалы.
- Цирки
Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1 цирка или цирковой организации.
Городские округа и городские поселения могут иметь 1 цирк или цирковую организацию.
Цирки и цирковые организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
- Содействие в показе киновидеофильмов
Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1 организации культуры, предоставляющей услуги по содействию в показе киновидеофильмов.
Киновидеоцентры, киновидеообъединения и кинопрокатные организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также иметь киновидеозалы для оказания услуг по киновидеопоказу.
Для муниципальных районов мощностная характеристика организаций, предоставляющих услуги по показу киновидеофильмов, должна составлять не менее 1 организации.
В городских поселениях и городских округах с численностью населения до 300 тыс. человек при условии высокой плотности населения должно быть создано не менее 1 организации, а при условии низкой плотности населения — не менее 2 организаций. Количество организаций для соответствующей категории поселения с численностью населения до 300 тыс. человек рассчитывается путем деления численности населения на соответствующий норматив обеспеченности.
В городских поселениях и городских округах с численностью населения более 300 тыс. человек должно быть создано не менее 1 организации в расчете на каждые 100 тыс. человек.
В культурно-досуговых учреждениях поселений с численностью населения до 1 тыс. человек, не являющихся административными центрами муниципальных районов, могут действовать киновидеоустановки.
Кинотеатр создается в административном центре муниципального района.
Необходимое количество зрительских мест устанавливается на каждую тысячу жителей:
для территорий с низкой плотностью населения — 2 места;
для территорий с высокой плотностью населения — 3 места.
В населенных пунктах сельских поселений услуги киновидеопоказа могут оказываться с использованием киновидеоустановок, расположенных в учреждениях культурно-досугового типа или их филиалах.
Населенные пункты сельских поселений районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также регионов Дальневосточного федерального округа могут иметь стационарные кинотеатры.
В населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры, услуги киновидеопоказа осуществляются передвижными центрами культуры и передвижными комплексами.
- Детские школы искусств (по видам искусства),
школы эстетического образования
Детские школы искусств (по видам искусства) и школы эстетического образования размещаются в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек в расчете 1 школа на населенный пункт.
В населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек при расчете количества школ используется численность учащихся 1 — 8 классов общеобразовательных школ.
Исходя из установленного в нормативе 12-процентного охвата учащихся 1 — 8 классов общеобразовательных школ определяется численность учащихся детских школ искусств и эстетического образования для каждого субъекта Российской Федерации.
Для определения сетевых показателей это значение делится на среднюю вместимость школы данного типа для Российской Федерации, составляющую 180 человек.
Примечание. Плотность населения определяется в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с перечнем субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р.».