«О текущей ситуации в учреждениях культуры и организационно – финансовом укреплении Профсоюза».
(Доклад Председателя РПРК Цыгановой С.Н. в г.Сочи 17 сентября 2017г.).
Уважаемые коллеги!
В 2016 году в феврале принята Стратегия государственной культурной политики, что является результатом серьезной совместной работы Профсоюза с Минкультуры России, Общественным советом при Минкультуры России и профессиональным сообществом.
2016 год стал первым годом реализации государственной культурной политики в нашей стране на системной, межведомственной основе:
-принята Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года;
-утвержден план мероприятий по ее реализации на 2016-2018 годы, к выполнению которого приступили федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные общественные и коммерческие организации.
В ежегодном Государственном докладе «О состоянии культуры в РФ» обозначено текущее состояние культуры в Российской Федерации в 2016 году, основные тенденции её развития, а также результаты реализации государственной культурной политики.
- I. СОХРАНЕНИЕ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И АКТИВИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ.
- Год российского кино. Развитие кинематографии.
2016 год вошел в историю как Год российского кино — третий гуманитарный год подряд (как Вы помните 2014г – культуры, 2015 г.- литературы и 2016 — кино). Впервые за последние 30 лет по инициативе Минкультуры России была возобновлена программа кинофикации регионов.
Всего по программе в 2015-2017 гг. выделено 3,2 млрд. рублей на переоборудование и открытие более 600 кинозалов по всей стране. Кинофицировано 24 цирка, каждый из которых будет показывать российское кино для детской и подростковой аудитории. Вопрос «О деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» был рассмотрен на Коллегии Минкультуры России 23 августа 2017г. в Сколково. Планируется продолжить практику создания условий для показа национальных фильмов путем предоставления субсидий организациям, осуществляющим кинопоказ, в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек.
1.2. Театральное искусство и гастрольная деятельность
За последние 25 лет в Российской Федерации существенно расширилась и окрепла сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры (по
сравнению с аналогичными показателями в РСФСР) — количество театров возросло в 1,7 раза (с 382 театров в 1990 г. до 661 театра в 2014 г.).
В 2016 году 613 федеральных, региональных и муниципальных театров, находящихся в ведении Минкультуры России (1332 зала), посетило 38,2 млн.
человек (на 14,4% выше уровня 2012 года). Средняя цена одного посещения спектакля в 2016 г. составила 529 рублей.
Согласно показателям основной деятельности федеральных театров за 2012-2016 годы, доходы от основных видов деятельности федеральных театров за указанный период возросли на 105% (с 4,4 млрд рублей в 2012 г. до 9,0 млрд рублей в 2016 г.), количество спектаклей увеличилось на 22% (с 7,1 тыс. в 2012 г. до 8,6 тыс. в 2016 г.), посещаемость стала больше на 28% (с 3,6 млн зрителей в 2012 г. до 4,6 млн в 2016 г.).
Государство оказывает содействие гастрольной деятельности лучших музыкальных и театральных коллективов за рубежом, поддерживает проведение крупных международных музыкальных и театральных конкурсов и фестивалей.
В то же время объем гастрольной деятельности пока несопоставим с советским периодом и составляет чуть более половины процента от общего числа посещений театров, сохраняются значительные диспропорции по объему и качеству театрального предложения между Москвой, Санкт-Петербургом и остальной территорией России, который не компенсируется виртуальным предложением, недостаточно ставится классических и современных пьес, рост цен на билеты вызвал снижение темпов роста посещаемости театров и качества театральной аудитории, остается недостаточным субсидирование новых постановок, что сказывается на их количестве и качестве, создавая предпосылки к сокращению зрительской аудитории. Многим театрам требуется незамедлительный ремонт.
Для обеспечения дальнейшего расширения театральной аудитории, повышения качества и количества театральных постановок требуется: совершенствование финансирования и нормативно-правового регулирования при детальным учете особенностей театрального дела, отказ от оценки творческих процессов по модели услуг, создание благоприятных условий для работы театров в регионах и дополнительных стимулов для поддержки театров руководителями регионов, создание дополнительных возможностей для самоорганизации театрального сообщества и саморегулирования театрального дела, совершенствование механизмов стимулирования со стороны государства творческой деятельности.
1.3. Концертная деятельность
Начиная с 2012 года внебюджетные доходы концертных организаций страны увеличились на 43% и в 2016 году составили 24% от общей величины
поступлений. Рост благотворительных и спонсорских вкладов составил 47,1%. Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились, начиная с 2012 года, на 47% и в 2016 году составили 19% от общей величины поступлений.
Общие финансовые поступления концертных организаций составили 26 842 млн. руб., из бюджетов разного уровня поступило 20 428 млн. руб. Бюджетное финансирование одного поступления составило 904 рублей на одного зрителя.
В рамках развития концертной деятельности актуальным вопросом является создание необходимого количества современных акустических залов вместимостью более 800 мест.
В настоящее время, как отмечается в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, современным акустическим требованиям для проведения концертов академической музыки соответствуют лишь около 20% концертных залов, большинство из которых расположено в гг. Москве и Санкт-Петербурге.
На формирование единого культурного пространства страны с использованием информационных технологий, приобщение жителей различных регионов страны к концертной жизни направлен проект Минкультуры России «Всероссийский виртуальный концертный зал». В 2016 году создано 15 залов. Всего сеть виртуальных концертных залов насчитывает 160 точек в регионах России, включая малые города и села, откуда может осуществляться прямая трансляция концертов Московской филармонии.
Приоритетными задачами по развитию концертной деятельности в Российской Федерации являются: увеличение посещаемости зрителями концертных филармонических залов во всех субъектах Российской Федерации; постоянное обновление репертуара новыми концертами, ориентированными на различные категории зрителей; развитие сети виртуальных концертных залов; сохранение мирового лидерства российских мастеров в области музыкального искусства.
1.4.Цирковое дело
В 2016 г. в соответствии с принятыми Минкультуры России решениями была разработана принципиально новая Стратегия развития Росгосцирка, которая предусматривает его выход на самоокупаемость до конца 2018 года, реконструкцию и модернизацию цирков в регионах, повышение качества и зрелищности.
В конце 2016 года в состав Росгосцирка вошел Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.
Принятие соответствующих мер, направленных на реформирование цирковой отрасли, тем более актуально, что, по данным Росстата, в 2016 г. в 65 цирках состоялось 6314 представлений, что на 4,1% меньше по сравнению с 2012 г., которые посетило 4,2 млн человек (на 60,7% меньше, чем в 2012 г.).
При этом в 2016 году сборы цирковых представлений составили 3 486,8 млн рублей. В течение 2013-2016 годов сборы цирковых представлений увеличивались, общий рост составил 19,0%.
В рамках проводимой работы по реконструкции и модернизации цирков уже капитально отремонтированы и реконструированы цирки в гг. Сочи (2013), Брянске (2014), Иваново (2015), Туле (2015), Санкт-Петербурге (Большой цирк на Фонтанке, 2015). В 2016 г. введена в эксплуатацию первая очередь Омского государственного цирка, начат капитальный ремонт Нижнетагильского государственного цирка и Владивостокского государственного цирка. В 2017 г. будет завершен ремонт цирков во Владивостоке, Рязани, Нижнем Тагиле и Кисловодске.
На качественном уровне следует отметить постепенное снижение интереса зрителей к цирковым представлениям по сравнению с другими направлениями искусства, что означает необходимость обновления устаревшего репертуара, создания современной инфраструктуры циркового дела, улучшения условий работы и проживания артистов, содержания животных, что, в свою очередь, требует значительных ресурсов, включая привлечение внебюджетных источников финансирования.
Приоритетными задачами по развитию циркового дела в Российской Федерации являются: реконструкция и модернизация цирков; обновление цирковых программ, повышение их качества и популярности среди зрителей; как следствие, повышение уровня посещаемости цирков; вывод «Росгосцирка» на самоокупаемость по основной деятельности в результате комплекса мер, включая реализацию новой экономической модели отношений с филиалами и прокатчиками; удержание лидирующих позиций в мире в области циркового искусства (по количеству побед на ведущих международных фестивалях и конкурсах); реализация Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, разработка Стратегии развития ФКП «Росгосцирк» до 2020 года.
1.5. Музеи и выставки
Всего в течение 2016 года государственными музеями было проведено 71,0 тыс. выставок (рост по отношению к 2012 г. – 34,3%), в том числе федеральными музеями, подведомственными Минкультуры России, проведено 2613 выставок, из них 2511 на территории России, 82 – за рубежом.
В 2016 г. подведомственными музеями Минкультуры России организовано 366 выставок в малых и средних городах в более чем 30 субъектах Российской Федерации, тогда как в 2013 году – 58 выставок, в 2014 году – 128 выставок, в 2015 году – 180.
Приоритетными задачами по развитию музейного дела в Российской Федерации являются: превращение музеев в популярные, регулярно посещаемые гражданами всех возрастов места встречи с культурным и природным наследием, произведениями искусства; постоянное обновление музейных экспозиций и проведение выставок; реализация передвижных выставочных проектов в небольших городах на всей территории страны;
развитие краеведческих музеев и краеведческого движения; утверждение и реализация Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года.
1.6. Библиотеки и информатизация сферы культуры
Вместе с наблюдающейся тенденцией сокращения количества библиотек (за период 2012-2016 гг. их количество уменьшилось с 40,2 млн до
38,1 млн., что обусловлено снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий, процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора) и некоторого снижения уровня охвата населения библиотечным обслуживанием (34,9% в 2016 г. против 36,0% в 2012 г.) сохраняется тенденция устойчивого роста числа интернет-пользователей библиотек в результате активного внедрения в библиотечное дело новых информационно-коммуникационных технологий.
Развитие виртуальных ресурсов имеет первостепенное значение с точки зрения информатизации сферы культуры. Доля интернет-пользователей в России увеличивается с каждым годом, к концу 2016 г. она составила 75%.
Среди молодежи 18-24 лет практически ежедневно заходят в Сеть около 90%. При этом каждый второй (49%) благодаря Интернету проходит обучение и получает самообразование.
На качественном уровне следует отметить, что в библиотечном деле идут процессы глубокой трансформации, существенно активизировавшиеся в последнее десятилетие и непосредственно связанные с распространением интернета и развитием информационно-коммуникационных технологий. Меняется потребительское поведение пользователей библиотек, их запросы и предпочтения, кратно растет количество обращений к библиотечным ресурсам в интернете, что объективно приводит к снижению показателей посещаемости традиционных библиотек и падению интереса со стороны населения к чтению книг на бумажных носителях. В свою очередь, библиотечным сообществом ведется активный поиск новых форм работы, разрабатываются и апробируются современные модельные стандарты библиотек. Особенно активно изменения происходят в крупных городах, тогда как в сельской местности пока еще остаются востребованными традиционные формы библиотечной деятельности.
Приоритетными задачами по развитию библиотечного дела в Российской Федерации являются: реализация новых модельных стандартов современных библиотек, превращение их в современные многофункциональные культурные пространства с доступом в интернет, популярные среди молодежи и читателей всех возрастов.
1.7. Дома культуры и сельские клубы
В результате укрупнения сельских населенных пунктов и объединения в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения, общего сокращения количества сельских населенных пунктов (на 1,5 тыс. за 20 лет), реорганизации части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения сеть сельских клубных учреждений сократилась на 23%.
При этом материально-техническая база значительной части сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными, была сформирована в 1970-е – 80-е годы и, как указано в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, в 42% из них не обновлялась. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 32% требуют капитального ремонта, износ оборудования в среднем составляет 70%.
Кроме того, диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой испытывают также малые города в ряде субъектов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 781 малый город с численностью населения до 50 тыс. жителей, в которых проживает до 25 процентов населения Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 осуществляется создание в малых городах и сельской местности многофункциональных центров культурного развития в рамках реализации соответствующей программы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 2716-р.
В ходе реализации программы создания многофункциональных культурных центров в городах с населением до 100 тыс. человек на принципах софинансирования, 50% из федерального бюджета, 50% — из регионального, уже построено и открыто 28 центров культурного развития, к концу 2017 года их будет 37.
До конца 2017 года запланирован ввод инновационного культурного центра на о. Русский (два уже завершены – г. Первоуральск и г. Калуга).
В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» осуществляется развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности. Объем финансирования в 2016 году — 282,6 млн рублей, по результатам года введены в эксплуатацию 9 домов культуры в 5 субъектах Российской Федерации с общим количеством мест 2250 (в 4 раза превышает установленный Программой показатель на 2016 год).
В 2017 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 298,66 млн рублей на окончание работ по 21 объекту, строительство которых было начато в 2016 году, а также на финансирование 10 новых объектов.
До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию 20 домов культуры.
В 2017 году субъектам Российской Федерации по линии Минкультуры России в рамках перераспределения субсидий на поддержку отрасли культура государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы предусмотрена целевая субсидия из федерального бюджета в объеме 1,5 млрд. рублей на строительство и реконструкцию сельских домов культуры по принципу софинансирования в наиболее проблемных 10 регионах, где наблюдается самый большой дефицит подобных учреждений.
До конца 2017 года на эти средства регионами планируется построить 40 новых домов культуры, осуществить реконструкцию 6 домов культуры и отремонтировать 72 уже существующих домов культуры.
В 2017 году дополнительно выделено 1,4 млрд рублей на реализацию проекта «Местный дом культуры». В результате к концу 2017 года в 71 субъекте Российской Федерации будут отремонтированы 300 клубов и более чем 1400 клубов смогут обновить свою материально-техническую базу.
Приоритетными задачами по развитию клубной системы в Российской Федерации являются: строительство, реконструкция и модернизация домов культуры и сельских клубов (проект «Местный дом культуры» и др.); реализация новых модельных стандартов клубной деятельности по созданию многофункциональных культурных пространств для индивидуального и коллективного отдыха, воспитания и просвещения; разработка и последовательная реализация Концепции развития клубного дела в Российской Федерации до 2025 года.
1.8. Образование и наука в сфере культуры
Несмотря на тенденцию сокращения в связи с реорганизацией количества детских школ искусств (2012 год – 5270, 2016 год – 5007) в 2016 году контингент обучающихся в соответствующих заведениях увеличился по сравнению с 2012 годом на 7,8% (в том числе на 1,4% по сравнению с предыдущем 2015 годом) и составил 1 555 118 человек.
В ваш адрес в августе были направлены Презентация Департамента по науке и образованию Минкультуры и решение Коллегии от 08.07.17г. по вопросу дальнейшего развития художественного образования.
Приоритетными задачами по развитию системы образования в области культуры и искусства в Российской Федерации являются: сохранение и повышение качества сложившейся и не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве трехуровневой системы образования (детские школы искусств – училище – творческий вуз); повышение качества образования в области культуры и искусства; расширение возможностей для
выявления и обучения талантливых и одаренных детей и молодежи на всей территории страны; увеличение приема в образовательные учреждения иностранных граждан и соотечественников; проведение научных исследований в области культуры и искусства с поддержкой работ молодых ученых; реализация Концепции развития Российской академии художеств до 2021 года.
1.9. Внутренний туризм
Приоритетными задачами по развитию внутреннего туризма в Российской Федерации являются: создание дополнительных объектов коллективного проживания; разработка и реализация новых туристских маршрутов; повышение качества туристских услуг; существенное повышение внутреннего туристского потока; вовлечение объектов культурного и природного наследия в туристские маршруты, достижение целей воспитания и образования; реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020, федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Повышение зарплаты работникам учреждений культуры
Этот вопрос остается на контроле Профсоюза и Минкультуры России
Вопросы социальной защиты работников культуры и образования обсуждался в мае месяце на III Пленуме ЦК РПРК и здесь на семинаре.
Приоритетной задачей в части повышения зарплаты работникам учреждений культуры является обеспечение условий для роста среднемесячной заработной платы не ниже уровня, установленного региональными «дорожными картами» и соглашениями.
Здесь же хотелось бы отметить участие профактива и в целом работников культуры в мероприятиях 7 октября «За достойный труд», а также использование площадок, организованных для дискуссий региональными органами власти в ходе подготовки предвыборной президентской кампании 2018г.
ФНПР запросила информацию (реальную) о размерах финансирования на жилое помещение, отопление и освещение специалистам работников культуры и художественного образования, работающих и проживающих в сельской местности и фактической стоимости коммунальных услуг.
Псковское объединение профсоюзов предложило ФНПР обсудить этот вопрос на очередном РТК, чтобы обсуждать – нужен анализ.
Просьба по возвращении из Сочи направить в наш адрес информацию по этому вопросу.
2. Государственная поддержка деятелей культуры
В 2016 году президентские гранты на поддержку федеральных и региональных театров и независимых театральных коллективов были предоставлены 83 коллективам, на общую сумму 5,3 млрд рублей, из них 2 млрд рублей – 15 федеральным и 7 региональным театрам.
Оказывается адресная поддержка деятелям культуры и искусства, талантливой молодежи. В 2016 году на конкурсной основе присуждено 4 тыс стипендий на общую сумму 224,5 млн рублей, в то время как в 2013 году выделялось всего 72 млн рублей на 1000 стипендий.
В 2017 году вдвое увеличен объем средств на гранты молодым режиссерам и современную драматургию (по 15 млн на каждое из направлений).
Ежегодно из федерального бюджета предоставляются субсидии на оказание единовременной матпомощи членам творческих союзов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (в 2016 году — 155,2 млн рублей на матпомощь 5020 членов творческих союзов).
Приоритетными задачами по оказанию государственной поддержки деятелям культуры являются: совершенствование системы выдачи и индексации грантов Президента Российской Федерации на поддержку учреждений культуры; совершенствование адресной поддержки деятелей культуры и искусства стипендиями.
3. Кадровое обеспечение государственных учреждений культуры
На протяжении 1990-2014 годов года численность работников сферы культуры и искусства, в том числе в федеральных и региональных учреждениях культуры, устойчиво возрастала, увеличившись с 668,3 тыс. человек в 1990 г. до 778,4 тыс. человек в 2014 г. За указанный период увеличилось количество работников, занятых в театрах, концертных организациях, детских школах искусств, музеях, при этом сократилось число работников, занятых в библиотеках, вследствие постепенного перехода ряда библиотек на электронные носители и формирования в регионах мультифункциональных центров, в которых обеспечивается доступ к книжным фондам в электронном виде.
Кроме того, как отмечено в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, образовался переизбыток профессиональных кадров в столицах и их дефицит в регионах. Зачастую главные дирижеры значительного числа симфонических оркестров Российской Федерации не проживают в тех городах, где работают. Серьезные кадровые проблемы присущи и в сфере народного академического искусства, не хватает художественных руководителей и балетмейстеров.
К 2016 году среднесписочная численность работников учреждений культуры сократилась на 1,6% (8 981 чел.) по сравнению с 2015 годом (573 567 чел.) и составила 564 586 чел., из них по федеральным учреждениям культуры – 56 199 чел., региональным – 174 156 чел., муниципальным – 334 231 чел. Наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах.
Приоритетными задачами по кадровому обеспечению государственных учреждений культуры являются: введение типовых отраслевых норм труда в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа; дальнейшая реализация проекта «База Кадрового потенциала».
4. Финансирование культуры
По данным Росстата, возрастающая динамика расходов из консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию в 2015 году сменилась сокращением соответствующих расходов в абсолютном выражении. Так, если в 2012 г. из федерального и региональных бюджетов на культуру и кинематографию выделялось 340,2 млрд. рублей, в 2014 г. – 410,0 млрд. рублей (20,5% выше уровня 2012 г.), то к 2015 г. – 395,6 млрд. рублей (снижение на 3,5% по отношению к 2014 г.), в том числе из федерального бюджета – 89,9 млрд. рублей (на 8,1% ниже уровня 2014 г.), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 310,6 млрд. рублей (на 3,1% ниже уровня 2014 г.).
В 2016 г. положительная динамика возобновилась, расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета составили 422,8 млрд рублей, что составило 0,49% от ВВП.
Расходы на душу населения из консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию в течение 2012-2016 гг. увеличились на 21,3% и составили 2 886 рублей в 2016 г.
При этом, по данным 2015 года, по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Российская Федерация в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран: от Дании – в 8,4 раза (326 евро), Франции – более чем в 6 раз (241 евро,) Финляндия – более чем в 5 раз (202 евро), Германии – в 3,7 раз (142 евро).
В 2016 г. расходы федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинматографию составили 87,3 млрд. руб., показывая второй год подряд снижение. В течение 2012-2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию находились на уровне 0,1-0,14% валового внутреннего продукта.
Приоритетными задачами в части финансирования культуры являются: разработка новой федеральной целевой программы «Культура России» на период после 2018 года; обеспечение прозрачности деятельности аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе, в частности, за счет создания Наблюдательных советов, установления стандарта раскрытия информации, проведения аудита финансовой отчетности, установления административной ответственности за не раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Наиболее важные принятые законы затронули сферу туризма, кинематографа, архивного и библиотечного, музейного дела.
Вопрос об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций вынесен сегодня на обсуждение не случайно.
От качества не только организационной, но и финансовой работы первичных и территориальных профсоюзных организаций во многом зависит уровень социальной защищенности членов Профсоюза, авторитет и имидж Профсоюза в отрасли, обществе и государстве.
Предваряя более подробное обсуждение всех организационно-финансовых вопросов сегодня, хотелось бы в более обобщенном виде обратить Ваше внимание на ряд существующих проблем организационного и финансового укрепления Профсоюза, над решением которых нам предстоит серьезно работать в процессе реализации решений VI Съезда Профсоюза.
Как мы хорошо понимаем, эффективность деятельности Профсоюза, его качественные показатели в полной мере зависят от состояния его организационной структуры (анализ структуры и показателей Профсоюза за 2016г. рассмотрен на заседании IV Президиума ЦК РПРК в г. Смоленске в марте текущего года и направлен в ваш адрес).
Напомню, что сегодня число профорганизаций в Профсоюзе чуть больше 11 тысяч из 23 тысяч организаций культуры, действующих в отрасли. Это значит, что в 13 тысячах организаций культуры нет ни одного члена Профсоюза работников культуры.
В условиях продолжающегося реформирования отрасли, когда идет процесс реструктуризации организаций и оптимизации численности работников, в том числе вывод технического и другого персонала за штат, Профсоюз сталкивается с рядом новых и очень серьезных проблем и вызовов, особенно в части сохранения численности профсоюзных организаций и мотивации профсоюзного членства.
Вместе с сокращением численности Профсоюза происходит снижение и финансовых возможностей профсоюзных организаций, что угрожает не только эффективной работе профсоюзных органов, но и самой возможности реализации Профсоюзом своих уставных функций по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
В связи с этим вызывает беспокойство и то, что, несмотря на большие в целом усилия, которые предпринимаются комитетами профсоюза на всех уровнях структуры РПРК от первичной профсоюзной организации до Центрального Комитета Профсоюза, продолжается процесс снижения численности большинства профсоюзных организаций. Согласно статистическому отчету за 2016 год, снижение численности наблюдается в целом по всем федеральным округам:
ЦФО – 4,1%, СЗФО – 2,4%, ЮФО – 7,4%, СКФО – 2,0%, ПФО – 4,0%, УРФО – 3,6%, СБФО – 6,1%, ДВФО – 3,1%. Как мы видим, самый высокий процент снижения численности членов профсоюза наблюдается в ЮФО и СБФО.
Нам предстоит найти такие подходы в работе и противопоставить такие формы конкретной организаторской деятельности по мотивации профсоюзного членства, которые помогут свести к минимуму, а то и вообще остановить тенденцию снижения численности Профсоюза.
- Тщательный анализ причин снижения численности Профсоюза, несмотря на эффективность уже принятых мер по расширению спектра направлений профсоюзной деятельности, увеличению охвата всех категорий работников отрасли, в том числе через расширение участия и проведения профессиональных и профсоюзных конкурсов и проектов, позволяет сделать
- ряд выводов и поставить несколько задач, решение которых, на наш взгляд, позволит выйти из сложившейся ситуации.
-
- В первую очередь необходимо провести:
- Дополнительный анализ состояния ресурсной базы профсоюзных организаций, их выборных органов и составить списки территориальных и первичных организаций Профсоюза, которым требуется коренное улучшение организационного и финансового состояния, особенно в части охвата профсоюзным членством и роста профсоюзных рядов по федеральным округам.
- При этом особое внимание обратить на ежеквартальное проведение сверок по состоянию численности профсоюзных организаций.
- Кроме того, выделить в деятельности первичных профсоюзных организаций целевую функцию по организации приёма в Профсоюз и мотивации профсоюзного членства.
- Ввести в структуру профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, численность которых не превышает 50% от работающих в коллективе, ответственных за организацию приёма в Профсоюз и мотивацию профсоюзного членства, и содействовать организации их эффективной работы.
- Анализ текущей ситуации в учреждениях культуры свидетельствует о том, что в центре внимания государственной политики на федеральном и региональном уровнях в культуре становятся вопросы профессионального роста творческих работников (профессиональные стандарты, аттестация, эффективный контракт, независимая оценка квалификаций).
- Активно развивается система государственно-общественного управления в сфере культуры (общественные советы, палаты, профессиональные ассоциации работников).
- Государством стимулируется процесс расширения доступа негосударственного сектора в социально-бюджетную сферу, в том числе в культуру.
- Резко возросли требования государства по администрированию статуса юридического лица.
- На сегодня значительно изменились внешние условия деятельности Профсоюза, обновлённой стала вся отрасль культуры, появились новые ресурсы и возможности у Профсоюза.
- В этой связи бы хотелось обратить особое внимание на сложившуюся систему распределения полномочий и ответственности между профсоюзными организациями всех уровней структуры Профсоюза или как сейчас принято говорить центрами ответственности.
Существенно расширился спектр форм и технологий для эффективного осуществления защитной и представительской функции Профсоюза и его организаций в отношении разных групп членов Профсоюза. Сегодня необходимо постоянно совершенствовать и традиционные направления деятельности Профсоюза такие как: правозащитная работа, охрана труда, информационное обеспечение, обучение профактива.
Кроме того, современный уровень развития социального партнерства с учетом пересмотра межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует от региональных и территориальных организаций Профсоюза переформатирования обязательств и договоренностей с социальными партнерами на всех уровнях социального партнерства.
При этом следует принимать во внимание, что именно на региональном уровне должны приниматься обязательства социальных партнеров комплексного, системного характера, способствующие реализации единой региональной политики в сфере культуры, направленной на повышение престижа профессии работников культуры, эффективности кадрового обеспечения организаций культуры, притока молодых специалистов, обеспечивать реальную защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
Назрела необходимость изучения положительного опыта работы деятельности комитетов региональных и территориальных организаций Профсоюза, особенно в части организационно-уставной и финансовой деятельности.
Опыт работы территориальных организаций по финансовой работе и художественному образованию мы направляли в ваш адрес и знаем, что территориальные организации всё положительное уже начали реализовывать у себя. На выходе — обобщение опыта работы Белгородской, Владимирской и Орловской организаций по мотивации профсоюзного членства.
Сегодня не будем специально останавливаться на освещении сложившейся практики и имеющихся недостатках в вопросе обобщения опыта работы, а используем их для выработки единой позиции Профсоюза.
С этой целью работники аппарата ЦК РПРК будут направляться в командировки для изучения, обобщения и распространения положительного опыта работы территориальных и первичных организаций Профсоюза.
- Продолжать процесс кадрового укрепления территориальных профсоюзных организаций, навести порядок с формированием резерва кадров на должности председателей и заместителей председателей территориальных и первичных организаций Профсоюза.
Очень важно чтобы к председателю организации Профсоюза существовало доверие не только со стороны профактива собственной организации, но и со стороны выборных органов вышестоящей профсоюзной организации. Как показывает практика, если такого доверия между структурами Профсоюза нет, вместо эффективной работы на общий результат мы получаем проблемное поле, которое резко негативно влияет на имидж всего Профсоюза, снижает уровень доверия рядовых членов к Профсоюзу вплоть до выхода из нашей профессиональной организации.
В связи с чем, назрела настоятельная необходимость искать дополнительные механизмы, упорядочивающие процесс поиска и выдвижения кандидатур на должности председателей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза.
Важность этой работы подтверждается профсоюзной практикой, которая свидетельствует о том, что многие председатели как первичных, так и территориальных организаций не владеют в полной мере практическими навыками, необходимыми для реализации полномочий профсоюзных органов, особенно в части применения индивидуальных форм работы по мотивации профсоюзного членства и организации приёма в Профсоюз.
Настало время, когда мы должны не просто обучать председателей профсоюзных организаций и актив формам работы, а формировать у них необходимый пакет профсоюзных компетенций, в том числе: общеуправленческих, правовых, организационно-уставных и финансовых.
Подводя промежуточный итог выше сказанному хочется особо подчеркнуть, что в условиях сегодняшнего дня предельно актуальной задачей для Профсоюза и его организаций остаётся быстрая адаптация к происходящим изменениям в отрасли и внутренним изменениям в Профсоюзе, которые требуют:
— проведение аудита основных функций профсоюзных организаций и полномочий выборных профсоюзных органов, определение приоритетов для каждого уровня профсоюзных организаций, как по защите членов Профсоюза, так и во внутрисоюзной работе;
— поиска более эффективных форм и методов руководства профсоюзными организациями;
— обновления кадровой работы в Профсоюзе, основанной на повышении компетентности кадров и актива, их функциональной и правовой грамотности, значительном повышения исполнительской дисциплины;
— формирования и реализации единой системы профсоюзной учёбы с использованием существующей успешной профсоюзной практики;
— создания в организациях культуры мотивационной среды через Открытые (публичные) отчёты, широкое освещение в прессе, публичных выступлений профсоюзных кадров и актива, раскрывающих возрастающую роль Профсоюза, его конкурентных преимуществ перед иными общественными организациями в сфере культуры.
Уважаемые коллеги, мы должны отчетливо понимать, что перечисленные мною меры, которые, по сути, составляют «дорожную карту» по повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций невозможно реализовать без крепкой финансовой основы.
Для дальнейшего финансового укрепления структур Профсоюза и эффективного управления финансами необходим сбалансированный консолидированный бюджет Профсоюза, учитывающий сферу ответственности и особенности профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза. Для этого должна существовать единая политика бюджетирования для всех территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Анализ сводных финансовых отчетов об исполнении сметы доходов и расходов профсоюзных организаций по форме 10-ПБ позволяет сделать вывод, что основным источником доходной части консолидированного профсоюзного бюджета являются членские профсоюзные взносы.
Серьезными факторами риска для финансовой устойчивости профсоюзных организаций являются минимальные отчисления в территориальные организации, а таких организаций у нас немало.
Как показывает практика, сохранение в течение длительного периода низкого уровня отчислений профсоюзных взносов не дает полноценно развиваться и эффективно осуществлять защитную и представительскую функции территориальным организациям и как правило ведет к снижению эффективности деятельности указанных организаций, не дает возможности оказывать помощь малочисленным профсоюзным организациям.
В этой связи, в целях финансового укрепления территориальных профсоюзных организаций необходимо активизировать работу по реализации постановлений IV Пленума ЦК Профсоюза от 05 июля 2012 года, в котором установлены целевые показатели размеров отчисления членских профсоюзных взносов по уровням профсоюзной структуры и VI съезда Профсоюза. Анализ финансовых отчетов выявил неоднозначную практику установления размера процентов отчислений по уровню структуры Профсоюза. Об этом вчера шел разговор на практикуме «Вопросы финансовой деятельности профсоюза».
Все это потребует от нас дальнейшей напряженной работы по поэтапному перераспределению финансовых средств, для укрепления территориальных и первичных организаций Профсоюза. Данная работа должна проходить выверено и аккуратно, без резких движений с учетом специфики деятельности наших профсоюзных организаций.
Информационное обеспечение, обучение, повышение квалификации и переподготовка профсоюзных кадров и актива, работа с молодежью являются приоритетными направлениями деятельности Профсоюза и сегодня приобретают особую значимость и актуальность.
Но, как показывает практика, эти направления не являются приоритетными при планировании и расходовании бюджетов для многих профсоюзных организаций разных уровней.
Таким образом, эффективность принимаемых Профсоюзом решений, направленных на выполнение уставных задач во многом снижается или просто профанируется.
Уважаемые коллеги!
В заключении своего выступления хотелось бы сказать, что наш семинар – совещание проходит в предверии выборов Президента РФ и в наших силах сделать Профсоюз еще более авторитетной, массовой, с устойчивым финансовым фундаментом профессиональной организацией, ориентированной на главный результат – достойную защиту работников культуры – членов Профсоюза!
Благодарю за внимание!