Доклад председателя ЦК РПРК Цыгановой С.Н. на III Пленуме ЦК РПРК

«О ситуации с реализацией указов Президента РФ от 2012 года в части повышения оплаты труда работников культуры, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников культуры и студентов и дальнейших действиях Профсоюза»

 

                                                               III  Пленум  ЦК РПРК

                                                                31 мая 2017г. г. Москва

                                                                 

Уважаемые члены Центрального комитета РПРК, члены Ревизионной комиссии  и  приглашенные!

  В 2012 году были подписаны майские  указы Президента РФ, которые задали ориентиры работы бюджетников на 2012 — 2018 годы: это прежде всего — рост реальной заработной платы бюджетников и повышение к 2018 году средней заработной платы работников культуры до 100% от средней в соответствующем регионе.

Правительство РФ отчиталось, что спустя 4 года после подписания указов выполнено 70% от общего числа поручений Президента РФ  и 88% — от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени: среди них и вопросы заработной платы. Номинально отставание от графика не критично, но то, что поручения в рамках майских указов зачастую выполняются лишь формально, без сущностных преобразований признает и сам Президент: «Оценивать результаты проделанной работы надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объему написанных отчетов» — люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему» сказал Путин на заседании президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально – экономического развития.

Информация, подготовленная специалистами Профсоюза об изменении среднемесячной заработной платы работников культуры, поименованных в указах Президента России  за  2016 год на основе данных федерального статистического наблюдения, показывает, что государственные органы власти субъектов РФ, Министерство культуры РФ и руководители подведомственных Министерству культуры РФ организаций  проводят определенную работу по выполнению приоритетной задачи — поэтапному повышению заработной платы всех категорий работников культуры и  художественного образования.

Известно также, что III – последний этап (2016 – 2018 годы) реализации указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда работников культуры, а также мер по сохранению уровня социальных гарантий работников осуществляется в особых социально-экономических условиях.

Анализ итогов в части повышения оплаты труда работникам учреждений культуры за 2016 год  показывает, что среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по сравнению с 2012

годом выросла на 84,5% (с 2011 годом – на 113,7%) и составила 27100  руб. (83,0% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за 2016 год – 32700 руб., или 100,7% к плану в отраслевой «дорожной карте» (на 2016 год – 82,4%), в том числе:

-по федеральным учреждениям культуры – 51500 руб. (или 157,8%),

-по учреждениям культуры субъектов Российской Федерации – 32400 руб. (или 99,4%),

-по муниципальным учреждениям – 20200 руб. (или 61,9 %).

При этом по основному персоналу работников учреждений культуры среднемесячная заработная плата составила всего 29100  руб. (или 89,2%
к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за 2016 год), в том числе:

-по федеральным учреждениям – 60800 руб. (186,3%),

-по учреждениям культуры субъектов Российской Федерации – 35200 руб. (108%),

-по муниципальным учреждениям – 22300 руб. (68,4%).

За 2016 год уровень средней заработной платы работников учреждений культуры, установленный региональными «дорожными картами», достигли
76 регионов, в остальных 9 регионах – выполнили на 95,3% – 99,6%.

К регионам – лидерам относятся:

  1. г. Санкт-Петербург – 119,0% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
  2. г. Севастополь – 109,4%;
  3. Республика Крым – 101,8%;
  4. г. Москва – 98,1%;
  5. Свердловская область – 94,0%;
  6. Приморский край – 93,1%;
  7. Тульская область – 92,9%.

Отстающие регионы:

  1. Забайкальский край – 59,4% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
  2. Красноярский край – 62,1%;
  3. Республика Северная Осетия-Алания – 62,7%;
  4. Алтайский край и Республика Марий Эл – 67,2%;
  5. Смоленская область – 67,4%;
  6. Рязанская область – 69,4%;
  7. Брянская область – 69,5%.

По типам организаций культуры: самая высокая заработная плата у работников театров (39 тысяч рублей) и музеев (34 тысячи рублей). Самая низкая – 21 тысяча рублей работников учреждений культурно – досугового типа  и библиотек – 22 тысячи.

В 2016 году осуществляло деятельность 23100  учреждений культуры, в том числе:

-на федеральном уровне – 400 учреждений,

-на региональном уровне – 2400  учреждений,

— на муниципальном – 20300  учреждений.

По сравнению с 2015 годом число учреждений культуры сократилось на 839 учреждений.

Среднесписочная численность работников учреждений культуры
за 2016 год по сравнению
с 2015 годом (573600 чел.) сократилась в целом на 9,0 тыс. чел. и составила 564600 чел., из них:

-по федеральным учреждениям – 56200 чел.;

-по региональным – 174200 чел.;

-по муниципальным – 334200 чел. (в 2015 году по сравнению с 2014 годом численность работников сократилась  на 14 тысяч работников).

При этом среднесписочная численность основного персонала работников учреждений культуры составила 380 тыс. чел. (или 67,3% от среднесписочной численности работников учреждений культуры), из них:

— по федеральным учреждениям культуры – 29900 чел. (53,2%);

— по региональным – 110700  чел. (63,6%);

— по муниципальным – 239400 чел. (71,6%).

Дополнительное образование детей

 

В целом по РФ среднемесячная заработная плата педагогических работников,  реализующих программы дополнительного образования детей, выросла с 26800 рублей (2015г) до 28000 рублей (2016г.) и по итогам 12 месяцев 2016 года составила 85,1% от среднемесячной зарплаты учителей общего образования по РФ. При средней заработной плате учителей общего образования в субъектах РФ – 32871 рублей.

-федеральным  — 37078 рублей,

— региональным – 34851 рублей

  — муниципальным – 26629 рублей

Самая высокая зарплата у преподавателей ДШИ ДФО (42336 рублей) и СЗФО (35943 рублей).

Самая низкая – СКФО (18256 рублей) и ПФО (22403 рублей).

По сведениям Росстата средняя заработная плата педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, достигла целевого значения, установленного Программой на 2016 год, равного 90% среднемесячной зарплаты учителей общего образовани в 18 субъектах РФ.

В 33 субъектах РФ уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников составил от 85 до 90% от среднемесячной заработной платы учителей общего образования по соответствующему региону.

В 23 субъектах РФ уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников  составил от 80 до 85 % от среднемесячной заработной платы учителей общего образования по соответствующему региону.

В 11 субъектах РФ уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников  составил менее 80% от среднемесячной заработной платы учителей общего образования по соответствующему региону. Это г. Москва -65,3%, Республика Карелия – 76,1%, Республика – Адыгея – 77,4%, Республика Калмыкия – 79,5%, г. Севастополь – 74,2%, Чеченская Республика – 79,6%, Республика Татарстан – 70,3%, Оренбургская область – 77,2%, Республика Тыва – 75,8%, Забайкальский край – 78,0%, Еврейская автономная область – 75%.

У Минкультуры России и Профсоюза вызывает тревогу ситуация с зарплатами  преподавателей  ДШИ   в ряде регионов РФ.

«Министерство обеспокоено с выполнением положения майских указов по увеличению зарплат педагогов в ДШИ Алтайского края, Астраханской области и в Москве» — заявил Первый заместитель Министра культуры РФ В.В. Аристархов на форуме «Единой России» «Культура – национальный приоритет» в Омске (напомню, что основными темами на форуме были: доступность учреждений культуры в малых городах и на селе, создание многофункциональных культурных центров, развитие деятельности библиотек, дополнительное образование в сфере культуры и поддержка музейной деятельности).

Как ранее отмечалось по педагогам, в ДШИ средняя зарплата 28000 рублей по России. В Алтайском крае – 14600 рублей (самый для нас тревожный регион), Астраханской области – 18000 рублей. И как ни с странно, цифра по Москве формально высокая – 49000 рублей. Это много для других регионов, но для Москвы – это всего 65,3% от средней зарплаты по региону, а у нас по этому году должно быть уже 90%, а к 2018 году – 100%.

Профсоюз совместно с Министерством ведет мониторинг ситуации в регионах и будет анализировать полученные результаты для поиска решений возникших проблем.

 Обсуждение данного вопроса состоится на очередной Коллегии Минкультуры России «О современном состоянии и перспективах развития ДШИ» в июне 2017года. Профсоюзу предложено выступить.

По сведениям Минкультуры России уменьшилось количество школ  и составляет 5007 (2015г — 5108) в том числе:

 

музыкальных – с 1307 (2015г.) до 1201 (2016г.)

художественных – с 520 (2015г.) до 504 (2016г.)

Уменьшилось соответственно и число штатных преподавателей с 98658 человек  в 2015 г. до 96107 человек в 2016г.

При этом число учащихся возросло на 22 тысячи,  что свидетельствует об увеличении нагрузки на преподавателей, их  психо – эмоциональном  состоянии,  и как следствие, негативно сказывается на качестве обучения.

Цифры свидетельствуют о том, что увеличение  педагогической нагрузки  преподавателей позволило без увеличения финансирования поднять среднюю заработную плату и «выполнить» показатели «дорожной карты».

Снижается также число школ на 10000 человек детского населения с 3,9 (2015г) до 3,7 (2016г.).

Продолжается процесс слияния  специальных и высших учебных заведений — в самых экзотических комбинациях.  Местные власти продолжают игнорировать возражения «сливаемых». В итоге сотрудникам не остается ничего другого, как выйти на улицы, а студентам — объявить забастовку.

Именно это  происходит сейчас в Санкт-Петербурге, где студенты издательско-полиграфического техникума (СПб ИПТ) начали забастовку против решения о слиянии их альма-матер со строительным техникумом.

Было обращение в РПРК, но к сожалению, профорганизация техникума   не состоит  у нас на профобслуживании.

 

  В системе высшего образования Минкультуры и Минспорта (исторически сложилось, что некоторые вузы находятся на профобслуживании РПРК)  также не все гладко.

Например  в   Московской академии физической культуры и спорта  очень низкая заработная плата у молодых преподавателей: они получают Президентскую надбавку  всего 1 раз в квартал либо 1 раз в полгода.

С апреля 2017 года руководством вуза осуществляется перевод преподавателей на 0,75 ставки при сохранении установленной на начало учебного года педагогической   нагрузки.  Преподавателей  заверили,  что оставшиеся 0,25 ставки им будут выплачивать из внебюджетных средств.

Однако в виду отсутствия средств,  доплаты не производятся. По этой причине многие преподаватели увольняются.

Фонд начисленной заработной платы работников культуры списочного состава  вырос в 2016 году всего  на 8 млн. 061 тысячу рублей.

Как  видим сумма незначительная, а значит рост заработной платы – тоже.

Одновременно следует иметь в виду, что применение измененной методики определения показателя среднемесячной начисленной заработной платы (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), используемого в качестве целевого показателя для повышения средней зарплаты  работников культуры  уже привело к снижению его значения только за 2015 год на 10-12% (по экспертным оценкам).

Считаем также  необходимым отметить, что поскольку в соответствии с утвержденным федеральным планом статистических работ сведения о величине среднемесячного дохода от трудовой деятельности публикуются Росстатом 1 раз в год (в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным), поквартальная оценка достижения целевых показателей средней заработной платы работников культуры в 2016 году не представляется корректной, хотя и безусловно является важным ориентиром для оценки происходящих изменений в области оплаты труда.

С учетом одобренных Правительством Российской Федерации графиков достижения целевых показателей повышения заработной платы работников, установленных указом № 597 по итогам 2017 года, планируется обеспечить соотношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на уровне 90%, по итогам 2018 года – 100% (Таблица с разбивкой по  регионам  у Вас на руках).

В этой связи Минкультуры России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры внесены изменения в отраслевую и региональные «дорожные карты», а с высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации заключены Дополнительные соглашения к соглашениям об обеспечении достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, в части уточнения показателей средней заработной платы и оптимизации на 2016-2018 годы.

Одновременно (по согласованию с Профсоюзом) Минкультуры России подготовлено и направлено письмо в Минфин России и Минтруда России с предложением увеличения финансирования, необходимого регионам на  выполнение указов Президента по повышению заработной платы. (Как раз сегодня у О. Ю. Голодец состоится совещание с профильными министерствами по вопросу финансирования субъектов РФ в связи с выполнением майских указов по повышению средней зарплаты бюджетников).

Для этого органами исполнительной власти по культуре  каждого субъекта РФ в адрес Министерства были представлены расчеты по дополнительному  финансированию  в 2017  — 2018 гг.

  Почему Правительству трудно выполнять майские указы?

Существующие проблемы реализации указов Президента РФ от 2012 года,  в частности,  не доведение среднемесячной зарплаты в ряде регионов России до целевых показателей 2015 года, факты сокращения размера среднемесячной номинальной зарплаты отдельных категорий работников культуры по регионам России, выявляемые поквартально в 2016 году, во многом вызваны сокращением доходов бюджетов субъектов РФ, их дефицитом и наращиванием долгов в виде «дорогих» коммерческих кредитов, предоставляемых под 15-20% годовых ставок, в связи с необходимостью выполнения возрастающих социальных обязательств перед населением и иных полномочий, в том числе по выполнению указов Президента России, в сложных условиях, охарактеризованных Президентом России в его очередном ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

По сведениям Росстата консолидированный бюджет регионов 2016 года был сведен с нулевым дефицитом.  В  то же  время  это  было  достигнуто,  главным  образом, благодаря большому профициту Москвы.

Положительный баланс бюджета г. Москвы за 2016 г. составил 115,6 млрд. руб.  или почти две трети (61%) от суммарного профицита бюджетов регионов. Одновременно в значительном количестве регионов проблемы сбалансированности стали   еще более острыми,  чем  в прошлом  году.

Несмотря на ограничительную политику в области расходов, 56 регионов (66% от общего количества регионов) в 2016 году не смогли свести бюджет с профицитом.           Объем  долга субъектов за    2016 год   вырос на 34 млрд. руб.

За 2016 год  доходы консолидированных региональных бюджетов выросли по сравнению с 2015 г. на 6,6% и составили 9924 млрд руб. При этом  наметился рост поступлений от налога на прибыль, по сравнению с 2015 г., он составил 8,2%, поступления НДФЛ выросли на 7,5%.

В то же время трансферты из федерального бюджета, напротив, сократились на 2,4% (в 2015 году это сокращение составило 3,2%). Расходы региональных бюджетов в 2016 г., по сравнению с 2015 г.,  выросли  на 4,8%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем, у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход.

 В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья:

— Смоленская, Псковская и Костромская области;

— Приволжские республики: Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером  среди всех субъектов РФ),

— Республики Северного Кавказа: Ингушетия и Северная Осетия- Алания, а также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока:

— Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

 

Много лет профсоюзы непроизводственной сферы при активной поддержке ФНПР добиваются установления базовых окладов на федеральном уровне. В соответствии с решением Коллегии Минкультуры России от 26 октября 2016г. № 17 (по инициативе  Профсоюза)  в Единых  рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений на 2017 год  рекомендовано устанавливать долю выплат, направляемых на оклады в структуре заработанной платы  работников культуры, в размере не ниже 50 – 55%.

В ходе подготовки Пленума Российский профсоюз работников культуры провел очередной мониторинг социального самочувствия работников учреждений культуры.

Действительно, на уровне регионов между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством субъекта Российской Федерации утверждаются трехсторонние соглашения с рекомендациями об увеличении доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников учреждений культуры до уровня и выше, предложенного Едиными рекомендациями. Однако, до настоящего времени нормативные документы по вопросу увеличения должностных окладов подготовлены  лишь в Архангельской, Томской, Белгородской и Ростовской областях.

 В остальных регионах – только на уровне обсуждения.

Проведенный анализ показывает, что в субъектах РФ по-разному выполняются данные рекомендации. Так, например, базовые оклады установлены:

 в Республиках: Адыгея от 34 до 65%, Бурятия– 60%, Кабардино-Балкария от 54,2 до 62,2%, Карелия – 60%, Коми от10 до 60%, Мордовия – 65%, Татарстан от 40 до 70%, Чеченская  50 — 55%,

в краях: Забайкальском от 49 до 59%,

в областях: Астраханской – от 40-66%, Калининградской – 60%, Курской – 45-55%, 50-55% — Новгородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской и Ульяновской областях, в  Санкт-Петербурге только  по городским ЦБС- 60%.

В ряде регионов доля выплат,  направляемая  на оклады, составляет менее 50 – 55%:     

Это: в республиках:  Калмыкия – 43%, Саха (Якутия) – 9-21%, Тыва – до 40%,

в краях: Краснодарском – 40-50%,  Пермском –          20-70%,

в областях: Белгородской – 37-40%, Иркутской – 38%, Ивановской – 25,5-35%, Кемеровской – 37-45%, Курганской – 36%, Липецкой – 26-47%, Московской – 49,5%, Санкт-Петербурге и Ленинградской –40-45% (учреждения культуры), Саратовской –  менее 50%,  Свердловской – 45-50%.

В большинстве учреждений культуры установление  постоянной доли оклада осуществляется за счет средств, запланированных на  стимулирующие выплаты, т.е. оклад увеличили, стимулирующие исчезли, а в итоге зарплата работника либо остается прежней, либо уменьшилась.

В Республике Саха(Якутия) базовая часть оклада в структуре заработной платы в среднем составляет 21%. Но есть Улусы с очень низкой базовой частью от 9до 11%. и размеры базовых окладов составляют от 2556 руб.

В Смоленской области должностные оклады в учреждениях культуры составляют от 5194 руб.

  В Брянской области должностной оклад библиотекаря первой категории муниципального уровня  — 5581 руб. стимулирующие – 4838 руб., итого – 10419 зарплата.

Заведующего отделом муниципального клубного объединения – 6112 руб., надбавки – 6113 руб., итого – 12225 руб.

Заведующей  сельской библиотекой – оклад – 4500 руб., надбавки – 9364 руб. итого – 13864 руб.

 В Тверской области в 11 муниципальных образованиях заработная плата составляет от 10 до 11 тыс. руб., что приближается к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения области (10,324 тыс. руб.). В Краснохолмском районе заработная плата составляет от 1,5 тыс. руб. (работники заняты на 0,25 ставки), «дорожная карта» выполнена лишь на 38%.

В Курганской области в учреждениях культуры большинства муниципальных образований в 2016 году заработная плата значительно ниже среднего уровня по культуре в Курганской области. Финансовый блок Правительства Курганской области объясняет это катастрофической нехваткой средств.

По прежнему актуальной и острой остается проблема реального увеличения заработной платы, своевременной и полной ее индексации.

Как отмечалось ранее,  в среднем по Российской Федерации за  2016 год по сравнению с данными за 1 полугодие 2016 года допущено снижение средней заработной платы  в номинальном значении на 5-12% по всем категориям работников культуры, что может свидетельствовать о рисках не доведения средней заработной  платы до целевого уровня по итогам 2017 года.

За 2016 год снижение заработанной платы по сравнению с 2015 года произошло в 4 субъектах РФ: Смоленской  области, Республике Коми, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском  крае.

Фактическая зарплата уменьшилась в учреждениях культуры и других регионов. Например, в республике Адыгея среднемесячная заработная плата уменьшилась у работников Камерного музыкального театра Республики Адыгея  имени  А.А. Ханаху, детской хореографической студии народного танца «Майкопчанка», Национального музея Республики Адыгея, Республиканской картинной галереи.

В Кемеровской области невыполнение Указов составляет 21,6%, а увеличение зарплаты в основном происходит за счет увеличения нагрузки на  специалистов на 1.8 – 2.5 ставки.

В Пермском крае в четырех районах края (Александровский, Бардымский, Еловский, Ординский)  уровень зарплаты не достигает даже 50% (не более 15 тыс. рублей).

  В Челябинской области средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры в 14 муниципальных образованиях (перечень районов смотрите в таблице ) ниже планового целевого показателя  региональной «дорожной карты».

В Республике Северная Осетия (Алания) за 2016 год средняя заработная плата в отрасли составила 11940 руб. (67% к средней в регионе).

В связи с неоднократными обращениями Республиканского комитета профсоюза работников культуры в органы исполнительной власти республики о необходимости увеличения средств на заработную  плату, только в апреле позволило утвердить  показатель «дорожной карты» в части заработной платы на 2017г.

Отмечая рост уровня средней зарплаты за 2016 год по сравнению с 2012 годом на 84,5% (27,1 тыс. руб.), необходимо отметить, что рост зарплаты обусловлен не столько увеличением реальной оплаты труда, сколько ростом нагрузки на одного работника, а также механизмом расчета

заработной платы, исходя из полной ставки, в то время как большинство работников заняты на условиях неполного рабочего времени.

Опросы показывают, что зарплаты намного ниже тех, что приводят чиновники, а разница объясняется откровенным манипулированием методами подсчета. Например, официально учитываются все зарплаты, которые работники получают, работая на нескольких ставках или на нескольких работах, учитываются высокие показатели заработной платы руководителей учреждений.

На условиях неполного рабочего времени работают:

в республиках: Карелия –32,6%, Мордовия – 31,7%,

Северная Осетия (Алания) – 6,15%, Татарстан – 17%.

в краях: Забайкальском – 31% работников библиотек

в областях: Астраханской – более 50% (в сельской местности),  Кемеровской – 10%, Курганской – 26% сельских библиотекарей и 30% клубных работников, Липецкой – 18%,  Саратовской – 30 — 80%, Смоленской – 19,6%.

В Республике Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Калмыкия, Коми, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском крае,  Астраханской,  Калиниградской, Курганской, Московской, Оренбургской и Тверской областях  продолжается процесс сокращения ФОТ,  а значит стимулирующих и компенсационных выплат.

На региональном и муниципальном уровне продолжается оптимизация численности работников культуры.

Зачастую сокращение работников и рабочих мест в учреждениях культуры идет бесконтрольно, в нарушение принятых и согласованных «дорожных карт».

В Оренбургской области  продолжается оптимизация численности работников учреждений культуры, связанная с выводом технического персонала в специализированные учреждения по обслуживанию. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях продолжается оптимизация численности работников культуры путем перевода на меньшие ставки.

Например, в Бузулукском  районе в 2016г. на меньшие ставки (0,75, 0,5, 0,25) переведено 46 работников культурно – досугового  типа и библиотек. По сведениям Министерства культуры Оренбургской области по итогам 2016 года численность работников муниципальных учреждений культуры составляла 4,9 тысяч человек, из которых на ставку и более работали 58% от общей численности.

В Саратовской области от 30 до 80% работников культуры на муниципальном уровне работают на неполную занятость. В тридцати   библиотеках (из 34) филиала ЦБС специалисты совмещают основную деятельность с обязанностями уборщиц. В 2- х сельских районах сокращен обслуживающий персонал и обязанности вменены работникам основного персонала без дополнительной оплаты.

В Забайкальском крае  продолжается (начиная с 2013 года) оптимизация численности работников культуры. За штаты было выведено более 2 тыс. работников вспомогательного персонала  учреждений культуры.

Большинство из них – члены профсоюза, работники, которые потеряли свои социальные гарантии и льготы. В ряде районов создают специализированные структуры производственно-хозяйственного назначения, куда и входит данный персонал. По итогам 2016 года численность основного персонала сокращена на 234 человека.

Серьезная проблема перевода технического персонала на аутсорсинг существует в Башкортостане.  (Александр Владимирович Кузьменко, председатель республиканской организации профсоюза расскажет об этом в своем выступлении).

В Республике Коми численность работников учреждений культуры по отношению к 2013 году снизилась на 26%, что составляет 1,3 тыс. чел. В районах Республики 728 единицы административно-хозяйственного персонала переведены на аутсорсинг.

В Астраханской области сокращены вакантные ставки, совместители, расходы на административно-управленческий персонал, оптимизированы расходы на новые театральные постановки, выставки, закупки, а также на ремонтно-строительные работы.

 В Белгородской области в Белгородском районе оптимизированы сельские Дома культуры. В Борисовском районе ликвидировано 3 сельских клуба. В Ракитянском районе прекращена деятельность клуба досуга. В Старооскольском городском округе приостановлена деятельность  сельского клуба.

В настоящее время готовится массовое сокращение (61 человек) в Белгородском государственном институте искусств и культуры.

Продолжаются процессы объединения разного рода учреждений в единые многофункциональные центры, происходит увеличение нагрузки на работника без повышения оплаты.

В Республике Карелия в 2016 году были реорганизованы два республиканских учреждения культуры: Библиотека для слепых вошла в состав Национальной библиотеки РК, Центр культурных инициатив вошел в состав Информационного туристического центра.

В Краснодарском крае уменьшилось клубных учреждений на 6 единиц и массовых библиотек (за счет вхождения в клубные учреждения) на 5 единиц. Штатная численность работников сократилась на 3 % и в текущем году согласно «дорожной карты» должна сократиться еще на 2 %.

В Кемеровской области за 4 года реорганизовано 192 сетевых единицы.

В Республике Мордовия в 2017 году во всех районах республики ликвидируются КДЦ в сельских поселениях путем присоединения к районным Домам культуры или районным ЦБС. Происходит объединение детских музыкальных школ, детских художественных школ и школ искусств, расположенных на территории одного муниципального района.

В  Новгородской области в 2016 году 4 муниципальных бюджетных учреждения культуры реорганизованы путем присоединения к другим муниципальным бюджетным учреждениям, закрыты четыре библиотечных филиала.

 В Рязанской области закрыты 6 библиотек, 6 клубов, сокращены в клубах – 273 человека, в библиотеках – 31 человек.

В Тверской области за 2016 г. сократилось  14 библиотек, 16 клубов,  одна ДШИ.

В Тюменской области объединены 3 государственных музея в одно юридическое лицо.

По-прежнему в отрасли имеет место быть  задолженность по зарплате, отсутствуют единые подходы к формированию окладов и ставок заработной платы работников, занимающих одни и те же должности, к оценке труда специалистов одного уровня подготовки и квалификации. Нарушается один из основных принципов Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений – не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда, включая должностные оклады, ставки заработной платы работников учреждений.

Большую обеспокоенность Профсоюза вызывает нарастающая тенденция увеличения задолженности по заработной плате работникам муниципальных бюджетных организаций в связи с блокировкой счетов.

В 2016 году в муниципальных образованиях ряда субъектов РФ неоднократно на различные периоды времени приостанавливались операции по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных муниципальных учреждений культуры и образования (блокировка счетов). Блокировка осуществлялась по решению органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

По информации территориальных организаций Профсоюза, задолженность по заработной плате работникам  была допущена 9 субъектах РФ: в республиках Хакасия, Тува, Бурятия, Марий Эл, Калмыкия, в Саратовской, Астраханской областях, в Приморском и Забайкальском краях.

Имели место также задержки  выплат заработной платы сотрудникам некоторых учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры РФ из – за  несвоевременного получения денежных средств от Федерального казначейства. Причиной стал новый порядок формирования государственного задания для подведомственных организаций в новой системе Министерства финансов «Электронный бюджет» (это совершенно новый опыт), и периодически возникали проблемы в процессе формирования документов, что и вызывало  потерю времени при оформлении соглашений.

Выплата заработной платы в этот период осуществлялась за счет внебюджетных средств.

Профсоюз отслеживал ситуацию по своевременному перечислению денежных средств в  вузах федерального ведения Минкультуры России и своевременно информировал территориальные организации профсоюза.

Лишь только в начале 2017 г. Минкультуры России  с участием Комитета по культуре ГД РФ, Ассоциации учебных заведений искусства и культуры (ее возглавляет ректор ВГИКа Владимир Малышев) при поддержке РПРК удалось компенсировать недостаток финансирования творческих вузов на 1,1 млрда рублей. (Минобрнауки России  сократило в одностороннем порядке объем средств, направляемых в Минкультуры России). Нам объяснили, что вузы финансируются по нормативам, а нормативы привязаны к количеству студентов. Но ведь творческие специальности предполагают индивидуальное обучение. Решение данного вопроса состоялось благодаря вмешательству Ольги Юрьевны Голодец, деньги были выделены из Резервного фонда РФ.

В настоящее время задолженность по заработной плате погашена.

В связи с полученной информацией о случаях нарушений трудовых прав работников культуры и организаций образования в сфере культуры в связи с невыплатой заработной платы из-за блокировки счетов Профсоюзом образования и науки было направлено обращение в Секретариат  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) с предложением обсудить этот вопрос на заседании рабочей группы РТК.  РПРК поддержал справедливые требования Профсоюза и предложения о внесении изменений в действующее законодательство. 25 ноября 2016 года Правительством РФ  поручено соответствующим органам с участием Верховного суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ И Центрального банка РФ с учетом результатов анализа практики применения законодательства РФ проработать вопросы целесообразности установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса РФ).

Считаем необходимым продолжить обсуждение  вариантов решения проблемы.

Продолжается участие Профсоюза в работе общественных советов  субъектов РФ по независимой оценке качества оказания услуг населению учреждениями культуры. Задача сформировать с участием общественных организаций независимую систему оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, была поставлена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597.

Я, как  член  Общественного совета  по  проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры при Минкультуры России считаю, что проводимая независимая оценка качества оказания услуг позволяет  на муниципальном уровне укрепить материальную базу организаций культуры, увеличить финансирование, направленное  на обеспечение комплектования библиотек литературой и периодикой, учреждений культурно – досугового типа – музыкальными инструментами и костюмами,  квалифицированными кадрами, создать условия комфортного пребывания в учреждении и др., а  также — обоснованно ставить вопросы перед органами государственной власти о дальнейшем улучшении состояния организаций культуры и искусства в РФ.

В работе Пленума принимает участие  Барков Александр Викторович, Руководитель Департамента управления делами Минкультуры России, который дополнит меня по этому вопросу.

***

Уважаемые коллеги! Завершая доклад, считаю необходимым отметить, что трудности текущего этапа  выполнения майских указов Президента РФ должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений. Известно, что указы формировались  в другой экономической и внешнеполитической ситуации. Мы с вами прекрасно это понимаем,  естественно должны учитывать это обстоятельство.

В сложившейся ситуации, представляя и защищая трудовые права и интересы членов профсоюза, РПРК, его территориальные организации продолжают успешно взаимодействовать с органами государственной власти, Прокуратуры, Государственной инспекцией труда, Общероссийским народным фронтом, участвуют в работе по подготовке предложений и замечаний к законодательным и иным нормативным правовым актам, относящимся к социально – трудовым вопросам в сфере культуры, инициируют обсуждение проблем заработной платы.

Уважаемые коллеги, сегодня многие аспекты работы Профсоюза по выполнению майских указов Президента РФ в части повышения заработной платы,  будут дополнены   участниками  Пленума ЦК РПРК при обсуждении доклада.

Позвольте также выразить надежду на то, что внимание государства к сфере культуры не ослабеет. Культура  — это основа национальной политики, потому что человек, разбирающийся в культуре своей страны, уже изначально патриот.

Спасибо за внимание!