Доклад Локияевой А.В., заместителя руководителя департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ «Вопросы совершенствования системы оплаты труда в учреждениях культуры»

Актуальные вопросы в сфере оплаты труда работников учреждений культуры 

  1. Мониторинг ЗП

Выполнение Указа № 597 в части повышения оплаты труда остается одной из важнейших задач для Минкультуры России.

В связи с одобренным Правительством РФ графиком достижения показателей по ЗП работников учреждений культуры (2017 г. – 90%, 2018 г. – 100%). Минкультуры России согласованы изменения в «дорожные карты» всем субъектам РФ и заключены Дополнительные соглашения к Соглашениям об обеспечении достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры с 85 высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно итогам федерального статистического наблюдения
за I полугодие 2017 г. среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по сравнению с 2016 годом выросла на 6,6%, с 2012 годом выросла на 96,6% (с 2011 годом – на 127,8%) и составила 28 866 руб. (или 84,0% к оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности – 34 382 руб.), в том числе: по федеральным учреждениям – 50 854 руб. (или 147,9%), по учреждениям культуры субъектов РФ – 34 521 руб. (или 100,4%), по муниципальным учреждениям – 22 145 руб. (или 64,4%).

При этом по основному персоналу работников учреждений культуры среднемесячная ЗП составила 31 080 руб. (или 90,4% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности), в том числе: по федеральным учреждениям – 59 210 руб. (172,2%), по учреждениям культуры субъектов РФ – 37 807 руб. (110,0%), по муниципальным – 24 413 руб. (71,0%).

Для информации в отношении подведомственных учреждений культуры средняя ЗП за I полугодие 2017 г. по сравнению с 2016 годом снизилась на 1% (с 2012 годом выросла почти в 2 раза (174,9%) и составила 58,7 тыс. рублей (или 171 % к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на 2017 год – 34,4 тыс. руб.), в том числе по музеям – 49,0 тыс. рублей (или 142 %); театрам – 74,1 тыс. руб. (или 215 %); библиотекам – 46,2 тыс. рублей (или 134 %).

За I полугодие 2017 г., запланированный на текущий год показатель соотношения в размере 90%, уже достигли и перевыполнили 14 регионов, из них в 2 регионах показатель соотношения более 100%. В остальных 71 регионе показатель соотношения достигнут на уровне 61,7% — 89,5%.

Лучшие:

г. Санкт-Петербург – 112,4% к среднемесячному доходу;

г. Севастополь – 102,5%;

Владимирская область – 99,9%;

Приморский край – 98,3%;

Республика Крым – 97,6%;

Белгородская область – 95,2%;

Тульская область – 93,5%.

Худшие:

Забайкальский край – 61,7% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;

Красноярский край – 63,5%;

Республика Северная Осетия-Алания – 65,6%.

Алтайский край – 67,5%;

Смоленская область – 69,0%;

Кемеровская область – 69,6%;

Курганская область – 70,1%;

Обращаем внимание, что высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, достигшим наихудший результат, Минкультуры России направлена правительственная телеграмма от 21.08.2017
№ 13048-01.1-71-НМ о принятии необходимых мер для выполнения установленных показателей соотношения в рамках реализации Указа № 597.

  1. Потребность на выполнение Указа № 597

Совместно с регионами проведена огромная работа по изысканию средств на выполнение установленных показателей по ЗП для выполнения Указа № 597.

Уточнены объемы дополнительной потребности (дефицит) в средствах на повышение оплаты труда работников учреждений культуры:

на 2017 год – 794,5 млн. руб. заявили 7 субъектов РФ (Республика Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Омская область, Еврейская автономная область), из них в ЕАО дефицит средств составляет – 95,4% от общей потребности, Северная Осетия–Алания – 63,1%, Карелия – 56,4%). Остальные 78 регионов подтвердили официальными письмами от Правительства региона о наличии необходимого объема средств на выполнение Указа № 597.

на 2018 год – 12,6 млрд. руб. (или 32,1% от общей потребности) заявили 44 субъекта РФ, из них: в 15 регионах недостаточность средств составляет 100%; в 20 регионах – от 50% и более, в 9 регионах – менее 50%.

Данные направлены в Минфин России и Минтруд России.

По информации Минфина России к ранее предусмотренной дотации на повышение оплаты труда на 2017 годы в объеме 40 млрд.руб. дополнительно планируется выделить 10 млрд.руб.

  1. Учреждения и численность

В I полугодии 2017 г. осуществляло деятельность 22 тыс. 272 учреждения культуры, в том числе: на федеральном уровне – 431 учреждение; на региональном уровне – 2 397 учреждений; на муниципальном – 19 444 учреждения.

Среднесписочная численность работников учреждений культуры за I полугодие 2017 г. по сравнению с 2016 годом (564 тыс 586 чел.) сократилась в целом на 9 325 чел. и составила 555 тыс 261 чел., из них: по федеральным – 55 985 чел.; по региональным – 171 693 чел.; по муниципальным – 327 583 чел.

При этом среднесписочная численность основного персонала работников учреждений культуры составила 377 848 чел. (или 68,0% от среднесписочной численности работников учреждений культуры), в том числе: по федеральным учреждениям культуры – 29 862 чел. (53,3%); по региональным – 110 507 чел. (64,4%); по муниципальным – 237 479 чел. (72,5%).

  1. Выполнение Соглашений за I полугодие 2017 г.

По итогам проведенного анализа представленных регионами отчетов о выполнении заключенных Минкультуры с Губернаторами Соглашений по оптимизации за I полугодие 2017 г. на повышение ЗП работникам учреждений культуры за счет проведения мероприятий по оптимизации направлено: в целом по стране 1 936  млн. руб. (или 61,2% к плану на 2017 год
3 095,4 млн. руб.), из них за счет: реструктуризации сети – 79,4 млн. рублей (или 53% к плану на 2017 год – 147,0 млн. руб.), оптимизации численности персонала, в том числе АУП – 1 612,5 млн. руб. (или 133,3% к плану на 2017 год – 1 164,4 млн. руб.), сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений – 244,1 млн. рублей (или 11,1% к плану на 2017 год – 1 784,0 млн. рублей), за счет средств полученных от приносящей доход деятельности в размере 11 868,3 млн. руб. или 55% к плану на 2017 год – 21 567,0 млн. рублей.

В соответствии с Рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 888н, Минкультуры России 1 раз в полугодие направляет в Минфин России информацию о плановых и фактических значениях целевого показателя – «Норматив числа получателей услуг на 1 работника учреждений культуры», определенного в качестве основного для учета при распределении бюджетам субъектов РФ дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы (за 2016 год – от 20.03.2017 № 4088-01.1-50-НМ, за I полугодие 2017 г. – от 23.08.2017 № 13170-01.1-50-НМ). Минтруд России проинформирован письмом от 28.08.2017 № 13469-01.1-54-НМ.

Согласно анализу данных Росстата, запланированный на 2017 год Показатель, за I полугодие 2017 г. уже выполнили 69 регионов.

Остальные 16 субъектов РФ обеспечили выполнение Показателя за I полугодие 2017 г. на уровне 93,1% — 99,6% по причине неточного прогноза на 2017 год численности населения субъекта РФ (числа получателей услуг). 

  1. Реализация Единых рекомендаций в части повышения окладов

В соответствии с разделом XI Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных решением РТК от 23.12.2016 (протокол
№ 11), органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано совершенствование системы оплаты труда работников учреждений культуры осуществлять путем перераспределения в структуре заработной платы работников таким образом, чтобы размеры окладов составляли не ниже 50% — 55%, 10% — 15% − выплаты компенсационного характера и оставшаяся часть − выплаты стимулирующего характера с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период.

Согласно информации субъектов РФ в рамках реализации Единых рекомендаций регионами проводится следующая работа.

  1. С целью приведения структуры заработной платы в соответствие с Едиными рекомендациями, а также выявления учреждений культуры, в которых уже соблюдаются данные рекомендации, в регионах проводятся мониторинги.

Например по итогам мониторинга регионы сообщили свои результаты:

Республика Мордовия — 57% составляет должностной оклад,
5% − выплаты компенсационного характера, 38% − выплаты стимулирующего характера.

Архангельской области  — 53,7% − основная часть (оклады); 11,7% − выплаты компенсационного характера; 34,6% − выплаты стимулирующего характера.

Кабардино-Балкарской Республики в республиканских учреждениях культуры состоит из: 51,2% −должностной оклад; 2,9% − выплаты компенсационного характера; 45,9% − выплаты стимулирующего характера;
в муниципальных учреждениях: 58,9% − оклады; 12,4% − выплаты компенсационного характера; 28,7% − стимулирующие выплаты.

Иркутской области: от 40% до 79% − выплаты на оклады (должностные оклады); от 3% до 11% − выплаты компенсационного характера (без учета надбавок и коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); от 25% до 60% − выплаты стимулирующего характера.

Министерство планирует дальнейшее поэтапное приведение структуры заработной платы работников областных государственных учреждений в соответствие с Едиными рекомендациями.

Омской области: 33,8 % – должностной оклад; 15,2 % – выплаты компенсационного характера; 51,0 % – выплаты стимулирующего характера.

03.08.2017 № 75 внесены изменения в приказ О системе оплаты труда По результатам внесенных изменений, размер должностных окладов в структуре заработной платы работников учреждений составит не менее 50 процентов.

  1. Разрабатываются проекты нормативных правовых актов субъектов РФ о внесении изменений, предусматривающих совершенствование системы оплаты труда путем приведения структуры заработной платы в соответствие с Едиными рекомендациями (Краснодарский край, Воронежская область, Курганская область, Пензенская область, Саратовская область, Тамбовская область и другие).
  1. Внесены изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части увеличения размеров должностных окладов работников учреждений культуры.

Так, например, Ульяновской области от 04.08.2017 внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.12.2014 № 552-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры и государственных архивов Ульяновской области», согласно которым с 01.04.2017 увеличены базовые оклады на 25 процентов.

За I полугодие 2017 г. в структуре заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры Ульяновской области 50,4% составляют оклады (должностные оклады) или ставки заработной платы; 3,6% − выплаты компенсационного характера, 46,0% − выплаты стимулирующего характера.

Кроме того, с 01.07.2017 увеличился фонд оплаты труда работников учреждений культуры Ульяновской области в части выплат стимулирующего характера на 10% в государственных учреждениях культуры и на 20%  в муниципальных учреждениях культуры.

Брянской области внесены изменения, в соответствии с которым увеличены должностные оклады специалистов, служащих и рабочих учреждений культуры в среднем на 30% (минимальный оклад увеличен с 4 000 руб. до 5 200 руб.).

В настоящее время Брянской области в структуре заработной платы работников 50% — 52% занимают выплаты по должностному окладу, 3% — 4% − выплаты компенсационного характера, 44% — 47% − выплаты стимулирующего характера.

Ненецкого автономного округа  с 01.01.2017 в фонде оплаты труда работников учреждений культуры (без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не менее 55% должно направляться
на выплаты по должностным окладам (тарифным ставкам).

За I полугодие 2017 г. в структуре заработной платы работников учреждений культуры Ненецкого автономного округа оклады составили 69 процентов.

Псковской области структура заработной платы складывается таким образом: не более 60% составляют выплаты на должностные оклады, т.е. гарантированная часть заработной платы; расходы на  установление компенсационных выплат в фонде оплаты труда предусматриваются в объемах фактических начислений; расходы на установление выплат стимулирующего характера − в размере не менее 30% от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов (окладов, ставок заработной платы).

По информации регионов, работа по реализации Единых рекомендаций в государственных (муниципальных) учреждениях культуры проводится и будет продолжена также во II полугодии 2017 года.

  1. Мониторинг «горячих линий» по вопросам, связанным с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, уже более 1,5 лет на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ и Минкультуры России функционируют «Горячей линии», на которые работники учреждений культуры обращаются по вопросам оплаты труда.

Помимо Горячих линий жалобы и обращения поступают из Администрации Президента и отдельно на сайт Минкультуры (Обращения граждан).

Минкультуры России осуществляется ежемесячный мониторинг решений, принятых по заявлениям работников, поступившим на «Горячую линию».

—  за 2016 год поступило и отработано 308 обращений.

– на 01.09.2017 поступило и отработано 150 обращений – по вопросам повышения заработной платы; по уровню реальной заработной платы; по срокам выплаты заработной платы; по изменению условий оплаты труда; по изменению объемов нагрузки; другие (по вопросам применения действующих нормативных правовых актов в сфере оплаты труда). 

  1. Внедрение «эффективного контракта» (ЭК) в учреждениях культуры

Согласно мониторингу реализации Программы № 2190-р за I полугодие 2017 г. трудовые отношения, основанные на принципах «эффективного контракта», оформлены с 94,3% работников государственных (муниципальных) учреждений культуры (в 51 регионе обеспечено 100%; в 30 регионах – на уровне 91-99%; в 4 регионах – на уровне 63% — 89%).

Аутсайдеры по внедрению «эффективного контракта» в учреждениях культуры:  — г. Санкт-Петербург — 63%, Республика Карелия – 70%, Забайкальский край – 82%, Хабаровский край – 89%.

Обращаем внимание, что перевод всех работников необходимо завершить до 01.12.2017 (письмо от 20.03.2017 № 83-01.1-39-НМ).

Ежегодно проводится анализ лучших практик внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры.

Информация за 2016 год и I квартал 2017 г. направлена в Минтруд России письмом от 20.06.2017 № 9660-01.1-54-НМ и размещена на сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах: Главная>Министерство> Департаменты>Департамент экономики и финансов> Новости.

В  рамках дополнительной методической помощи разработаны рекомендации по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры (письмо Минкультуры России от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ) и размещены на сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах: Главная>Министерство> Департаменты>Департамент экономики и финансов> Методические рекомендации. 

  1. Внедрение типовых отраслевых норм труда

Минкультуры России разработаны типовые отраслевые нормы труда (согласованы с РПРК, Минтрудом России, рабочей группой РТК) на работы, выполняемые в:

2014 год – библиотеках (приказ от 30.12.2014 № 2477); зоопарках, фильмофондах, музеях (приказ от 30.12.2014 № 2478);

2015 год — культурно-досуговых учреждениях (приказ от 30.12.2015 № 3448);

2017 год – в организациях кинематографии (приказ от  21.07.2017 № 1226 зарегистрированы в Минюсте 05.09.2017 г.) + методические рекомендации по формированию штатной численности в указанных учреждениях (приказ от  21.07.2017 № 1227);

по архивам нормы (направлены для утверждения в Росархив);

Также в 2017 году разрабатываются нормы труда на работы в организациях исполнительских искусств (на данную разработку заключен госконтракт).

Ежегодно разрабатываются методические рекомендации:

по формированию штатной численности в указанных учреждениях;

по введению нормирования труда в учреждениях с указаниями особенностей введения типовых отраслевых норм труда в данных учреждениях.

Все приказы и методические рекомендации размещены на официальном сайте.

  1. «Конструктор штатных расписаний учреждений культуры»

В целях формирования штатных расписаний учреждений на основе типовых отраслевых норм труда разработан интерактивный электронный сервис «Конструктор штатных расписаний учреждений культуры». Сервис размещен в сети Интернет по адресу: shtat.mkrf.ru.

Сервис позволяет проанализировать деятельность учреждения в разрезе видов и трудовых операций, рассчитать нормативную штатную численность и сформировать штатное расписания в соответствии с принятыми нормами труда, времени и численности.

Доступ в указанный сервис предоставляется всем учреждениям в соответствии с поступившими запросами. Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты: support@intellectr.ru, далее следовать присылаемым рекомендациям.

Также сервис включает службу технической поддержки по оказанию учреждениям культуры помощи в формировании штатных расписаний и использовании при работе в электронном сервисе действующих норм труда. Телефон «горячей линии» и электронная почта размещены на официальном сайте Сервиса shtat.mkrf.ru в разделе «Контакты».

Информационные письма и объявление о данном сервисе размещены на сайте Минкультуры в разделе «Новости».

В настоящее время уже зарегистрировано 1035 пользователей (данные на 5.09.2017 года). 

  1. Новый порядок определения кратности

Начиная с 2017 года уровень среднемесячной ЗП руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров  учреждений (предприятий) к среднемесячной ЗП работников этих учреждений (предприятий) определяется без учета зарплаты руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

В этой связи Минкультуры России утверждены приказы по установлению кратности 1 к 8 по Бюджетным и казенным (приказ от 26.01.2017 № 63) и по ФГУП (приказ от 26.01.2017 № 62).

Приказы доступны в «Консультант+» и размещены на сайте Минкультуры России.

Расчет среднемесячной ЗП, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и предельного уровня соотношения среднемесячной ЗП осуществляется отдельно по должности руководителя, по должности главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя.

При этом, руководитель, заместитель(и) руководителя и главный бухгалтер не учитываются как в списочном составе работников, так и в ФОТ работников учреждения.

Определение среднемесячной ЗП в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Следует отметить, что в Трудовой кодекс РФ (статья 278) внесены изменения, согласно которым  несоблюдение установленной кратности заместителем руководителя и (или) главным бухгалтером может являтся дополнительным основанием  прекращения трудового договора с руководителем.

В случае превышения кратности по итогам года руководителям учреждений на заседании Комиссии по премированию будет приниматься решение о снижении размера премии на сумму превышения.

  1. Размещение средней ЗП руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров подведомственных организаций на сайте Минкультуры

Постановлением Правительством РФ от 28.12.2016 № 1521 утверждены Правила размещения среднемесячной ЗП руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

В целях организации работы по размещению данной информации Минкультуры России утвержден приказ от 11.04.2017 № 558.

Размещаемая информация содержит полное наименование организации, занимаемую должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

Информация за 2016 год размещена на сайте Минкультуры России 12.05.2017 в разделах: Документы>Вопросы оплаты труда.