Обращение руководителей территориальных организаций Российского профсоюза работников культуры (РПРК) Сибирского федерального округа (СФО)

РОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РПРК

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Губернатору Алтайского края

А.Б. Карлину

Главе Республики Алтай

А.В. Бердникову

Главе Республики Бурятия

В.В. Наговицыну

Губернатору Забайкальского края

К.К. Ильковскому

Губернатору Иркутской области

С.В. Ерощенко

Губернатору Кемеровской области

А.Г. Тулееву

Губернатору Красноярского края

В.А. Толоконскому

Губернатору Новосибирской области

В.Ф Городецкому

Губернатору Омской области

В.И. Назарову

Губернатору Томской области

С.А. Жвачкину

Главе Республики Тыва

Ш. В. Кара-оолу

Главе Республики Хакасия

В.М. Зимину

 

Обращение

руководителей территориальных организаций Российского профсоюза работников культуры (РПРК) Сибирского федерального округа (СФО)

 

Работники культуры с воодушевлением восприняли Указ Президента РФ об объявлении 2014  года Годом культуры Российской Федерации. На федеральном и региональных уровнях были разработаны государственные программы, предусматривающие реализацию многочисленных проектов в подотраслях культуры, улучшение материально-технической базы отрасли,  решение социальных вопросов работников культуры.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части доведения к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, стал важным стимулом к решению проблемы низкой заработной платы работников  культуры. Все уровни власти принимают меры для решения поставленной  Президентом РФ задачи.

Действительно, наблюдается некоторый рост зарплаты, несмотря на ограниченные возможности бюджетов. По отчетным данным за I полугодие  2014 года средняя зарплата работников культуры в Сибирском федеральном округе  составила 15968 рублей;  при этом размер средней зарплаты в разных субъектах округа отличается существенно, например, по данным за 1 полугодие 2014г.:

в Томской области –31558 рублей, т.ч. средняя зарплата работников библиотек составила 20223 руб., работников музеев – 18822 руб., педагогических работников 23770 руб.

в Новосибирской области — 20324 рубля, в т.ч. средняя зарплата работников библиотек составила 17466 руб., работников музеев – 20635 руб., педагогических работников – 23920 руб.

в Красноярском крае – 18969 руб., в том числе по формам собственности: краевые учреждения – 25864 рублей, муниципальные учреждения – 16838,8 рублей.

в Республике Хакасия –  17397 рублей или 60,05 %   к запланированной средней заработной плате, в том, числе по государственным учреждениям — 27286,9 руб.( 94,1%), муниципальные учреждениям — 13768,3 (47,55).

в Забайкальском крае —  13559,8 руб., том числе по формам  собственности: краевые учреждения – 19845, руб., муниципальные учреждения – 11403,3 руб. В Забайкальском крае по итогам 1 полугодия 2014г. выполнение показателей «дорожной карты» составляет 47,9% (по плану 64,9%).

в Алтайском крае – 12363 руб., в том числе по формам собственности: краевые учреждения – 15244 рублей, муниципальные учреждения – 11246 руб., 27 муниципалитетов не могут достигнуть планового показателя 2013 года – 56,1%

Такая разница в зарплате связана с  различными подходами органов власти   к  определению  минимальных размеров заработной платы и размеров должностных окладов.  Например, если в Новосибирской области минимальный размер заработной платы составляет 9030 руб., в Томской области – 8581 руб., в Хакасии 8886,40 руб., 9030 руб., в Красноярском крае — 6068 рублей, в Забайкальском крае – 6044 руб., то в большинстве регионов СФО– 5554 руб.

Кроме того, по субъектам СФО очень большой разброс объемов финансирования культуры в 2014г.– от 7 до 1,5%, что существенно влияет на жизнедеятельность отрасли. Размер оплаты труда работников  не должен зависеть от возможностей соответствующих бюджетов.

Профсоюзы бюджетной сферы неоднократно поднимали вопрос о необходимости изменения структуры заработной платы  в сторону увеличения должностных окладов (ставок). В ряде субъектов СФО такие решения были приняты. Например:

-в Хакасии в целях обеспечения выполнения «дорожной карты» на муниципальном уровне разработано и принято в установленном порядке постановление  Правительства Республики от 25.06.2013 № 53-п, в соответствии с которым органам местного самоуправления Хакасии рекомендовано увеличить базовые должностные оклады работников муниципальных учреждений культуры на 80%;

— в Новосибирской области оклады повысили с 1 марта 2013г. на 25% в пределах фонда оплаты труда;

— в Алтайском крае должностные оклады крайне низкие и их увеличение происходило только 1.10.2012 на 6% и 1.10.2013 на 5,5%;

— в Красноярском крае с 1 октября 2014 г. помимо индексации на 5 %, произошло увеличение окладов на 10 %, но в пределах фонда оплаты труда за счет перераспределения стимулирующих выплат;

-в  Томской области с 1 октября 2012г. произошло увеличение окладов на 9%.

Считаем, что установление базовых окладов по профессионально-квалификационным группам на уровне РФ, укрепление гарантированной части заработной платы (не менее 60% от фонда оплаты труда),  поэтапное увеличение должностных окладов, ставок заработной платы на уровне региона  обеспечит объективную дифференциацию в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений, основного и вспомогательного персонала, снизит социальную напряженность  в трудовых коллективах.

 

Кроме того, в ряде регионов СФО финансовые средства на выполнение показателей «дорожных карт»  в муниципальные образования направляются в форме субвенций, что гарантирует их целевое использование. Там, где эти средства направляются в муниципалитеты и сельские советы в виде субсидий или дотаций, зачастую органы местного самоуправления используют их не на выполнение Указа Президента РФ, а расходуют в соответствии с иными приоритетами, что отражается на выполнении показателей «дорожной карты».

Нас беспокоит также проводимая оптимизация сети и сокращения штатов. Количество учреждений культуры и численность работников культуры особенно в сельской местности уменьшается из года в год.  Многие творческие работники переведены на 0,75; 0,5 и даже на 0,25 ставки.

Мы обращаемся к Вам с просьбой о  продвижении  вопросов, решение которых зависит от Правительства РФ:

—         принятие закона «О культуре в Российской Федерации»;

—         установление   на уровне РФ базовых окладов по профессионально-квалификационным группам;-

—     сохранение и развитие кадрового потенциала в отрасли (льготное предоставление жилья, возврат пенсии по выслуге лет преподавателям дополнительного образования детей,  выравнивание педагогической нагрузки в младших и старших классах в школах искусств, музыкальных и художественных школах).

—         финансирование на выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» осуществлять целевым назначением.

 

В Год Культуры наш Профсоюз поставил задачу повышения профессионального и социального статуса работников культуры, престижности их труда. Но для достижения этих задач нужны совместные усилия всех сторон социального партнерства.

 

Мы обращаемся к органам власти республик, краев, областей Сибирского федерального округа с предложениями:

 

  1. Поэтапно увеличивать базовые оклады (ставки) работникам бюджетной сферы до уровня, при котором доля оклада в составе заработной платы будет не меньше 60 %.
  2. Установить минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума в соответствующем субъекте  РФ.
  3. Максимально сохранять сеть учреждений и количество работников, не допуская  сокращения, не основанного на нормах труда.
  4. Осуществлять финансирование на выполнение показателей «дорожных карт» муниципалитетам целевым назначением.
  5. Провести инвентаризацию материально-технической базы учреждений культуры и принять  программы с целью проведения капитальных ремонтов и реконструкции базовой инфраструктуры отрасли культура.
  6. Принять программы по закреплению молодых специалистов отраслей культуры на селе.
  7. Принять меры по совершенствованию системы льгот и гарантий работникам культуры, имеющим почетные звания, как Российской Федерации, так и  регионального значения.
  8. Принять меры по предоставлению социальных гарантий преподавателям дополнительного образования сферы культура на уровне гарантий,  предоставляемых преподавателям системы общего образования.
  9. Принять меры по строительству и предоставлению ведомственного социального жилья, в т.ч. малосемейных общежитий работникам культуры.
  10. Предусматривать приобретение санаторных путевок «Мать и дитя» для одиноких матерей (отцов), нуждающихся в оздоровлении.
  11. В целях изучения отраслевых проблем встретиться с профсоюзным активом учреждений культуры.

Президент нашего государства В.В.Путин сказал: «Культура является важнейшим фактором существования государственности, формирования общественного самосознания и гражданской идентичности». Эти слова вселяют надежду на лучшие перспективы отрасли и ее работников.

 

По поручению председателей  территориальных организаций

Сибирского федерального округа  Российского профсоюза работников культуры

 

Координатор РПРК в СФО                                            Р.М. Волкова