Территориальное отраслевое соглашение между департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска, работодателями муниципальных организаций г.Новосибирска и Новосибирским обкомом профсоюза работников культуры на 2015-2017 годы

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШEНИЕ

МЕЖДУ ДЕПАРТАМЕНТОМ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА,

РАБОТОДАТЕЛЯМИ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА И

НОВОСИБИРСКИМ ОБЛАСТНЫМ КОМИТЕТОМ ПРОФСОЮЗА

РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ НА 2015-2017 ГОДЫ

 

  1. Общие положения

Настоящее Территориальное отраслевое соглашение (далее — Соглашение) заключено на 2015-2017 годы в целях обеспечения защиты социальных и экономических прав работников и регулирования вопросов занятости, социально — трудовых отношений, охраны труда и социальных гарантий и направлено на согласование интересов работников и работодателей, обеспечение стабильной и эффективной деятельности муниципальных организаций сферы культуры города Новосибирска (далее —  организации сферы культуры).

Соглашение заключено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей», Законом Новосибирской области «О социальном партнерстве в Новосибирской области» и иными нормативными актами, а также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Региональным Соглашением между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2014 — 2016 годы.

1.2. Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров, трудовых договоров с работниками в организациях сферы культуры.

Соглашение, устанавливая социальные гарантии работникам культуры, не ограничивает права организаций сферы культуры в расширении этих гарантий при наличии собственного ресурсного обеспечения для этих целей.

1.3. Сторонами Соглашения (далее — Стороны) являются:

департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска (далее — Департамент);

работодатели организаций сферы культуры (далее — Работодатели);

Новосибирский областной комитет профсоюза работников культуры (далее —  Профсоюз).

1.4. Действие Соглашения распространяется на работников и Работодателей организаций сферы культуры, получающих финансовое обеспечение из муниципального бюджета, и первичные профсоюзные организации, которые входят в  Профсоюз.

1.5. Профсоюз, его первичные организации выступают полномочными представителями работников организаций сферы культуры при разработке и заключении коллективных договоров, при разрешении коллективных трудовых споров, ведении переговоров по разрешению трудовых, профессиональных и социально-экономических проблем в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.6. В коллективных договорах, с учетом особенностей деятельности организаций сферы культуры и их финансовых возможностей, могут гарантироваться льготные трудовые и социально-экономические условия дополнительно к нормам и положениям, установленным действующим законодательством и Соглашением.

Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, Соглашением, недействительны и не подлежат применению.

1.7. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, коллективных договоров или неправомерно отказавшиеся от их подписания, а также лица, виновные в не предоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных Соглашением и коллективными договорами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.8. Стороны создают отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в организациях сферы культуры (далее – Отраслевая комиссия), являющуюся органом социального партнерства на  муниципальном уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта соглашения и его заключения, внесения изменений и дополнений в него, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению Соглашения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения.

1.9. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения Соглашения, заинтересованная сторона направляет другим сторонам письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством. Внесенные сторонами изменения и дополнения рассматриваются Отраслевой комиссией, оформляются приложением к Соглашению и являются его неотъемлемой частью.

1.10. Соглашение рассматривается на заседании Отраслевой комиссии и подписывается:

от имени департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска — начальником департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Терешковой Анной Васильевной;

от имени Работодателей — директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска детской художественной школы № 3 «Снегири», президентом Ассоциации «Новосибирское региональное отраслевое объединение работодателей учреждений культуры» Вавиловой Еленой Викторовной;

от имени  Профсоюза — председателем Новосибирского областного комитета профсоюза работников культуры Волковой Раисой Михайловной.

1.11. Соглашение вступает в силу с 1 апреля 2015 года и действительно по 01 апреля 2017 года. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок до трех лет.

Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

1.12. В случае реорганизации сторон Соглашения их права и обязанности по Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

  1. Обязанности сторон в области социально-трудовых отношений

2.1. Признать социальное партнерство в сфере труда основным принципом правового регулирования трудовых отношений. Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства на территориальном уровне  реализацию принципа равноправия Сторон, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам регулирования трудовых отношений.

В целях развития и совершенствования социального партнерства Стороны обязуются:

2.1.1. Содействовать реализации:

— Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части увеличения размера реальной заработной платы;

— Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

— Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»;

— Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р < Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки >;

— Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (вместе с «Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»).

2.1.2. Способствовать  работе профсоюза, полномочных объединений работодателей муниципальных организаций города Новосибирска сферы культуры (далее — организации сферы культуры)  на  территориальном уровне.

2.1.3. Участвовать на равноправной основе в работе Отраслевой комиссии.

2.2. Осуществлять обмен информацией и проводить взаимные консультации по социально-экономическим и другим проблемам отрасли.

2.3. Практиковать проведение семинаров, совещаний но вопросам социального партнерства, конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии», «Лучшая организация отрасли», «Лучший социальный партнер», «Лучший коллективный договор».

2.4. Руководителям организаций культуры принимать локальные нормативные акты, затрагивающие социально-экономические, профессиональные и трудовые права и интересы работников, в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ. Способствовать обеспечению права участия выборного органа первичной профсоюзной организации в работе органов управления организаций.

2.5. Стороны выражают намерение продолжить работу по выработке предложений, касающихся:

— поддержки молодых специалистов в отрасли;

— повышения уровня заработной платы работникам отрасли;

— системы мер по социальной поддержке работников отрасли:

— решения жилищных вопросов;

— предоставления работникам права пользования за счет бюджетных средств санаторно-курортным лечением.

2.6. В целях контроля за выполнением Соглашения и регулирования социально-трудовых отношений в отрасли культуры:

2.6.1. Стороны доводят текст Соглашения до сведения Работодателей и первичных организаций профсоюза в течение семи дней со дня его подписания.

Текст Соглашения размещается на сайте Профсоюза и Департамента.

2.6.2. Стороны ежегодно разрабатывают план мероприятий с указанием сроков по выполнению Соглашения и обязуются регулярно информировать друг друга о действиях по его реализации.

2.6.3. Отраслевая комиссия рассматривает ход выполнения Соглашения и готовит заключение о его выполнении. Заседания Отраслевой комиссии проводятся по мере необходимости, по не реже одного раза в полугодие.

2.6.4. Заключение Отраслевой комиссии о выполнении настоящего Соглашения рассматривается на совместном заседании  сторон настоящего Соглашения, не реже одного раза в год и доводится до сведения руководителей организаций культуры города, первичных организаций Профсоюза.

2.6.5. Стороны пришли к договоренности, что в период действия Соглашения возникающие конфликты и разногласия принимаются и рассматриваются Отраслевой комиссией в месячный срок.

2.6.6. Стороны обязуются соблюдать установленный законодательством порядок разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, использовать все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения использования трудовыми коллективами крайней меры их разрешения — забастовки.

2.6.7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Отраслевой комиссии виновная сторона несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

2.7. Проводить консультации сторон, уделив первоочередное внимание следующим вопросам:

2.7.1. предложения для разработки методических рекомендаций [ШЕМ1] по исчислению среднемесячной начисленной заработной платы руководителя и работников  организаций сферы культуры для исчисления по нормативу кратности заработной платы руководителя к среднемесячной заработной плате работников  организации.

2.7.2.  Определение критериев по показателям  (факторам) для определения группы по оплате труда, надбавок и премий руководителям организаций сферы культуры на 2015 год.

2.7.3. Определение нормативов финансирования организаций сферы культуры.

2.7.4. Согласование перечня должностей и профессий работников    организаций сферы культуры, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности.

2.7.5. Разработка проекта муниципального правового акта города Новосибирска о порядке установления индивидуальных надбавок руководителям  муниципальных организаций города Новосибирска.

2.7.6. Разработка проекта муниципального правового акта города Новосибирска о порядке согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за  муниципальным бюджетным учреждением собственником или приобретенного  муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным  Департаменту, за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

2.7.7. Разработка проекта муниципального правового акта города Новосибирска, определяющего право молодых специалистов сферы культуры на дополнительные льготы.

2.7.8. Разработка проекта муниципального правового акта города Новосибирска, определяющего право работников сферы культуры на получение материальной помощи.

  1. Обязательства в области экономики и культуры

Стороны договорились:

3.1. Осуществлять согласованную политику по реализации законов и законодательных актов, направленных на развитие отрасли и социальную защиту работников культуры.

3.2. Департаменту и Работодателям не допускать задолженности по заработной плате, компенсациям и гарантиям. В случае ее возникновения по обстоятельствам, не зависящим от сторон Соглашения, оперативно принимать меры по ее ликвидации.

3.3. В установленном порядке, в пределах компетенции сторон, обращаться в органы местного самоуправления для решения следующих вопросов:

— повышения заработной платы работников культуры;

— увеличения удельного веса расходов на финансирование культуры при   формировании городского бюджета;

— включения в перечень статей бюджета расходов на:

охрану труда в учреждениях культуры;

оплату командировочных расходов для повышения квалификации и аттестации специалистов и руководителей учреждений культуры;

проведение обязательных предварительных и периодических бесплатных медицинских обследований работников образовательных учреждений культуры, оплату санитарных книжек

санаторно-курортное лечение работников культуры.

3.4. Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности автономных и бюджетных учреждений в соответствии с коллективным договором, их локальными нормативными актами  могут направляться на премирование, выплату доплат и надбавок работникам. Осуществление данных выплат директорам учреждений производится на основании приказа Департамента.

  1. Содействие занятости

4.1. Содействовать соблюдению в  учреждениях сферы культуры законодательства о занятости населения в Российской Федерации.

Стороны Соглашения в рамках своих полномочий и возможностей принимают соответствующие меры по предотвращению массовых увольнений, а также социальной защите высвобождаемых работников.

4.2. Совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

4.3. Работодателям проводить мероприятия по сокращению численности или штата работников в соответствии с действующим законодательством и Соглашением, в том числе:

4.3.1. В случае увольнения из  учреждений сферы культуры в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников высвобождаемым работникам предоставлять льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.

4.3.2. При массовом высвобождении работников, связанном с ликвидацией, сокращением численности или штата, своевременно, не менее чем за три месяца, уведомлять соответствующий выборный профсоюзный орган и службу занятости с указанием численности и категории работников, подлежащих увольнению, причины и сроки данных мероприятий.

4.3.3. Критерии массового высвобождения в отрасли устанавливаются Отраслевым соглашением между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 — 2017 годы.

4.3.4. При определении кандидатур работников, подлежащих высвобождению, учитывать положения, предусмотренные статьями 178, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом в коллективном договоре могут предусматриваться иные категории работников, имеющие преимущественное право на оставление на работе.

4.3.5. Соблюдать требования ст. 373 Трудового кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата, а также возможном расторжении трудовых договоров с работниками — членами профсоюза по инициативе Работодателя.

4.3.6. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, может предоставляться время в течение рабочего дня для поиска работы. Продолжительность этого времени устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации сферы культуры либо сокращением численности или штата работников увольняемому работнику:

— выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

— сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия;

— сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В случае, если в период предупреждения работников о предстоящем высвобождении увеличивается размер оплаты труда работников в целом по организации, это увеличение распространяется и на высвобождаемых работников.

Трудовым договором или коллективным договором могут быть предусмотрены иные случаи выплаты выходных пособий, помимо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Соглашением, а также устанавливаться повышенный размер выходного пособия.

4.3.7. После получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по инициативе работодателя, профком первичной профсоюзной организации рассматривает каждую кандидатуру работника, являющегося членом профсоюза, в соответствии со ст. 82, 373 ТК РФ с обязательным приглашением (в письменной форме) заинтересованного работника на свое заседание.

4.3.8. Стороны Соглашения рекомендуют Работодателям при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности организации сферы культуры за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с локальным нормативным актом и при участии выборного профсоюзного органа предусматривать средства:

— на оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;

— на выплату компенсации при увольнении сверх выходного пособия, установленного действующим законодательством;

— на выплаты единовременного пособия в случае высвобождения работника не менее чем за два года до наступления пенсионного возраста.

  1. Трудовые отношения

5.1. Трудовые отношения между работником и Работодателем, возникающие на основе трудового договора, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Соглашением, коллективным договором, локальными нормативными актами учреждений.

Трудовой договор с работниками организаций сферы культуры заключается в соответствии с перечнем профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» и действующим законодательством о труде.

Условия трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, Соглашением, коллективным договором, локальными нормативными актами учреждений являются недействительными.

5.2. Трудовой договор с работниками культуры заключается, как правило, на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе Работодателя либо работника в случаях, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, с обязательным указанием причин его заключения.

5.3. Работодатель, его полномочные представители обязаны до заключения трудового договора ознакомить работника под роспись с уставом  учреждения сферы культуры, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

5.4. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового распорядка.

5.5. Работа, производимая работником по инициативе Работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной работой и не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Сверхурочная работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

  1. Оплата и нормы труда

6.1. Системы оплаты труда работников организаций сферы культуры устанавливаются и изменяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальными правовыми актами города Новосибирска, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда работников устанавливается с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленного отраслевым тарифным соглашением, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения Профсоюза.

Заработная плата работников и руководителей организаций сферы культуры, устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой работникам в соответствии с трудовым договором до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

6.2. Конкретные размеры должностных окладов работников муниципальных учреждений, сформированные по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, предусматриваются муниципальными правовыми актами города Новосибирска.

6.3. Размеры должностных окладов работников устанавливаются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

6.4. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, устанавливаемые за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), являются обязательными для включения в трудовой договор.

6.5. Для педагогических работников, которым действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена норма часов преподавательской или педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, фиксированными размерами оплаты труда являются размеры должностных окладов, устанавливаемых педагогическим работникам за работу в течение месяца, исходя из нормы часов преподавательской или педагогической работы.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, перечень и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и муниципальными  правовыми актами города Новосибирска, содержащими нормы трудового права).

6.6. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится в повышенном размере не ниже норм, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением. Установленный размер компенсационных выплат не может быть снижен без проведения специальной оценки условий труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

6.7. Введение и пересмотр норм труда производится Работодателем организации сферы культуры с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены работодателем не позднее, чем за два месяца (статья 162 Трудового кодекса Российской Федерации). Локальные нормативные акты, предусматривающие замену и пересмотр норм труда (нормы выработки, времени, обслуживания и численности), принимаются Работодателем с соблюдением процедуры учета мнения представительного органа работников.

6.8. Заработная плата в организациях сферы культуры выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Выплата заработной платы производится в де­нежной форме.

6.9. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив Работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

6.10. Время простоя по вине Работодателя, если работник в письменной форме предупредил Работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей оклада, (должностного оклада).

Время простоя по вине работника не оплачивается.

6.11. Если творческие работники театров, театральных и концертных организаций, иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с Перечнем работ, профессий и должностей этих работников, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

6.12. Работодатели обеспечивают своевременное уведомление работников в письменной форме о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора (в том числе об изменениях размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, размеров иных выплат, устанавливаемых работникам) не позднее чем за два месяца до их введения, а также своевременное заключение дополнительных соглашений об изменении условий трудового договора.

Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.

6.13. В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

— при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в организации, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

— при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

— при присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;

— при присуждении ученой степени доктора наук и кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размеров оплаты в период пребывания его в ежегодном оплачиваемом или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы (исходя из более высокого размера) производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

6.14. Стороны считают необходимым совместно разрабатывать предложения и рекомендации по совершенствованию систем оплаты труда, совершенствовать критерии оценки качества работы работников  учреждений сферы культуры  для определения размера стимулирующих выплат.

  1. Рабочее время и время отдыха

7.1. Режим рабочего времени в организациях сферы культуры определяется коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми с соблюдением процедуры учета мнения представительного органа работников.

7.2. Продолжительность ежедневной работы (смены) должностей творческих работников, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, устанавливается в соответствии с Перечнем работ, профессий и должностей этих работников, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

7.3. Сверхурочные работы проводятся только в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

7.4. Оплата за работу в сверхурочное время производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

7.5. Привлечение к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни творческих работников театров, театральных и концертных организаций осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252 и допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

7.6. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха.

7.7. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников отрасли культуры устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым Работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации).

7.8. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала.

7.9. Ежегодный отпуск должен быть продлён или перенесен на другой срок, определенный Работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы.

7.10. Работникам может быть предоставлен краткосрочный оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам (собственной свадьбы или свадьбы детей, рождения ребенка, смерти членов семьи и др.) и по другим уважительным причинам, которые предусматриваются в коллективных договорах.

7.11. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с действующим законодательством.

7.12. Организации сферы культуры с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

7.13. Вне графика отпусков работнику может предоставляться отпуск при предъявлении путевки на санаторно-курортное лечение.

7.14. Педагогические работники и руководители муниципальных образовательных  учреждений дополнительного образования детей города Новосибирска в соответствии с  пунктом 3 части 5  статьи 47, п. 7 ст. 51   Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.

Педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7.15. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка — инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

7.16. Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению Работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальный продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и продол­жительность отпуска работников с ненормированным рабочим днем устанавливается в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 12.04.2007 № 260 коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Дополнительный отпуск для таких работников должен быть не менее трех ка­лендарных дней.

7.17. Рабочее время и время отдыха педагогических работников.

7.17.1. Выполнение педагогической работы характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работника­ми, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего време­ни, которое не конкретизировано по количеству часов.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее — каникулярный период), являются для них рабочим временем.

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогиче­скую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией об­разовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (ус­тановленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения другой части педагогиче­ской работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат ра­бочего времени, которые не конкретизированы по количеству часов, вытекают из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учрежде­ния, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персона­ла в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по за­нимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством по­рядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих спе­циальных знаний.

7.17.3. Составление расписания занятий осуществляется с учетом рационального использования рабочего времени, не допускающего, как правило, перерывов в рабо­чем времени. При наличии таких перерывов может предусматриваться компенсация в зависимости от длительности перерывов в виде доплаты в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором учреждения образования.

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, веду­щих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педаго­гический работник использует для повышения квалификации, самообразования, под­готовки к занятиям и т.п.

7.17.4. Педагогическим работникам может предусматриваться один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации при условии возможности его предоставления, что закрепляется в коллективном договоре.

7.17.5 Педагогическая нагрузка преподавателей и других педагогических работников распределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами, иных условий.

Объем педагогической нагрузки более или менее нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника. Предварительную педагогическую нагрузку на новый учебный год Работодатель устанавливает до ухода работников в отпуск.

При распределении педагогической нагрузки может учитываться:

— сохранение, по возможности, преемственности классов (групп);

— стабильность объема учебной нагрузки на протяжении всего учебного года. Уменьшение ее возможно в случае уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения классов (групп), изменение контингента обучающихся (при индивидуальном обучении), в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

  1. Социальные гарантии, предоставление льгот и компенсаций

8.1. Профсоюз:

8.1.1. Обеспечивает полное информирование работников о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правомерности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.

8.2. Обязанности Работодателя:

8.2.1. В случае направления работника в командировку, в т. ч. для повышения квалификации, переподготовки, за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы, оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

  1. Охрана труда

9.1. Департамент:

9.1.1. Осуществляет контроль, координирует деятельность и финансирует подведомственные организации сферы культуры в пределах средств, предусмотренных для выполнения муниципального задания, в целях обеспечения охраны труда.

Предусматривает выделение средств на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, медицинскую диагностику работников культуры в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

9.1.2. Привлекает в установленном порядке к ответственности руководителей, нарушающих трудовое, законодательство, правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, требования нормативных правовых документов при наличии их вины.

9.1.3. Участвует в организации и контроле проведения капитального ремонта в учреждениях культуры.

9.2. Работодатель:

9.2.1. Приостанавливает частично или полностью деятельность учреждения сферы культуры при возникновении опасности для жизни и здоровья работников до полного устранения причин опасности.

9.2.2. Принимает меры по проведению специальной оценки условий труда  с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Организует проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

9.2.3. Осуществляет в установленном порядке финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226 Трудового кодекса Российской Федерации), проведение обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктажей по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж и проверку знаний требований охраны труда.

9.2.4. Принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, своевременному расследованию несчастных случаев в соответствии с действующим законодательством.

9.2.5. Организует санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами.

9.3. Профсоюз:

9.3.1. Осуществляют общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.

9.3.2. Осуществляют выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзного комитета по охране труда.

9.3.3. Участвуют в разработке Положения об организации работы по охране труда в  учреждениях сферы культуры.

9.3.4. Принимают участие в проведении конкурсов, дней, месячников по охране труда.

9.3.5. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в оценке степени вины потерпевшего. В случаях несогласия с заключением комиссии по расследованию несчастного случая выносят решение данного вопроса на заседание профкома, который дает свою оценку степени вины потерпевшего с заполнением форменного заключения, направляемого в комиссию по расследованию данного случая.

9.3.6. В случаях ухудшения условий труда, грубых нарушений требований охраны труда, пожарной, экологической безопасности технический инспектор труда или уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов вносит представление Работодателю об устранении нарушений.

9.4. Стороны совместно принимают участие в:

—  контроле за условиями труда и состоянием охраны труда в организациях сферы культуры, обобщении практики по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке совместных предложений по предупреждению несчастных случаев на производстве;

—  ежегодном совместном заседании по рассмотрению состояния охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваемости, а также выполнения программ по охране труда.

  1. Обязательства Профкома, первичных профсоюзных организаций

10.1. Всемерно содействуют реализации Соглашения и коллективных договоров, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах отрасли.

10.2. Вносят предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательства о труде и социальных гарантиях трудящихся отрасли, проводят экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов в области экономики, социальных вопросов и охраны труда.

10.3. Осуществляют защиту трудовых, социально-экономических и профессиональных прав и интересов членов профсоюза, в том числе в судебных и иных государственных органах, оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по всем интересующим их вопросам.

10.4. Предоставляют членам профсоюза бесплатную юридическую помощь по всем правовым вопросам.

10.5. Предоставляют членам профсоюза, в случае необходимости, своего представителя на безвозмездной основе при рассмотрении в суде трудовых споров (при условии профсоюзного членства не менее одного года).

10.6. По просьбе члена профсоюза участвуют в переговорах работника и Работодателя. Используют возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения развития социальной напряженности в организациях.

10.7. Оказывают членам профсоюза материальную помощь из средств профсоюза.

10.8. Выделяют денежные средства Совету ветеранов работников культуры для проведения коллективных мероприятий в связи с государственными праздниками, чествованиями по случаю юбилеев бывших работников организаций сферы культуры.

10.9. Поощряют из средств профсоюза (в виде подарка или денежной премии) работников культуры — членов профсоюза, получивших призовые места в профессиональных конкурсах.

10.10. Проводят семинары по трудовому законодательству, целям и задачам профсоюза, законодательству Российской Федерации и его изменениях в области трудовых отношений, способах разрешения трудовых конфликтов.

10.11. Содействуют улучшению условий труда и оздоровлению работников.

10.12. Осуществляют контроль за соблюдением социальных гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска, Соглашением.

10.13. Принимают необходимые меры по недопущению осуществления действий, приводящих к ухудшению социально-экономического положения работников.

10.14. Анализируют социально-экономическое положение работников отрасли, взаимодействуют с органами власти в разработке предложений, проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательной базы, усиление социальной защищенности работников культуры.

10.15. Способствуют участию работников в управлении учреждением сферы культуры, стабилизации финансово-экономического положения организации сферы культуры.

10.16. Проводят работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, повышение производительности и качества труда.

  1. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа

Работодатели:

11.1. Соблюдают права и гарантии профсоюзных организаций, содействует их деятельности.

11.2. Предоставляют профсоюзному органу  учреждения сферы культуры бесплатно необходимые помещения для работы профсоюзного органа и проведения собраний работников, хранения документации, размещения информации в доступном для всех работников месте, а также другие дополнительные условия, предусмотренные коллективным договором.

11.3. Не препятствуют Профсоюзу в посещении  учреждений и подразделений, где работают члены профсоюза, для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров, соглашений и реализацией профсоюзами прав, предоставленных им действующим законодательством.

11.4. Предоставляют профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам.

11.5. Обеспечивает при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячное бесплатное перечисление на счёт профсоюзной организации или Профсоюза членских профсоюзных взносов из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Перечисление средств производится в полном объёме и одновременно с перечислением заработной платы работникам.

11.6. Вправе в соответствии с условием коллективного договора и положением об оказании платных услуг направлять денежные средства от оказания платных услуг на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в организациях сферы культуры.

11.7. Стороны признают следующие дополнительные гарантии для избранных в органы профсоюза работников, не освобожденных от основной деятельности:

11.7.1. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзных организаций, входящие в комиссии, создаваемые совместно с Работодателем, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных коллективным договором.

11.7.2. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении работников.

11.7.3. Стороны совместно принимают решение о присвоении почетных званий и награждении ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников.

11.7.4. 3а работниками, избранными в состав профсоюзных органов на освобожденной основе, сохраняются социальные гарантии и льготы, действующие в организации сферы культуры.

  1. Контроль и ответственность за выполнение Соглашения

12.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляет Отраслевая комиссия в порядке, установленном сторонами Соглашения. Информация о выполнении Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании Департамента, Профсоюза, представителя Работодателей. Стороны информируют друг друга о своих действиях, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, предоставляют возможность присутствия представителей сторон Соглашения на заседаниях Департамента и Профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением Соглашения.

12.2. Отношения и ответственность сторон Соглашения в процессе его реализации регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

12.3. Ответственность за включение в коллективные договоры льгот и гарантий, оговоренных Соглашением, и их выполнение возлагается на Работодателей и выборные профсоюзные органы.

12.4. Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, за не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.