«О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественно-руководящего персонала»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

 

ПРИКАЗ

от 21 июля 1983 г. N 414

 

О НОРМАХ ВЫСТУПЛЕНИЙ АРТИСТОВ В СПЕКТАКЛЯХ И НОРМАХ

ПОСТАНОВОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ТЕАТРОВ

 

В целях объединения ранее изданных нормативных актов по нормированию труда творческих работников театров и в связи с изменением наименований профессий (должностей) при введении новых условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 утвердить согласованную с ЦК профсоюза работников культуры новую редакцию приложения к Приказу Министерства культуры СССР от 17 мая 1957 г. N 314 «О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественно-руководящего персонала» с последующими изменениями и дополнениями (Приложение N 1).

Считать утратившими силу приказы и циркулярные письма Министерства культуры СССР (Приложение N 2).

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Министерства культуры СССР

от 21 июля 1983 г. N 414

 

НОРМЫ

ВЫСТУПЛЕНИЙ АРТИСТОВ В СПЕКТАКЛЯХ И НОРМЫ

ПОСТАНОВОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ТЕАТРОВ

 

(с изм. и доп., внесенными циркулярным письмом

Минкультуры СССР от 07.09.1960 N 29-87;

Положением об условиях труда работников театров,

утв. Минкультуры СССР 22.08.1966 по согласованию

с Госкомтрудом и ВЦСПС)

 

Артистический персонал

 

  1. С учетом особенностей творческого труда артистов театров устанавливаются следующие месячные охранные нормы выступлений артистов в спектаклях:

 

Драматические театры

 

Артисты драмы

 

Высшая категория                                  не свыше 16

Первая категория                                  не свыше 20

Вторая категория                                  не свыше 23

Артисты оркестра (дирижеры)                       не свыше 29

 

Театры оперы и балета

 

Артисты-вокалисты (солисты)

 

Высшая категория                                  не свыше 9

Первая категория                                  не свыше 11

Вторая категория                                  не свыше 15

 

Артисты балета

 

Высшая категория                                  не свыше 9

Первая категория                                  не свыше 13

Вторая категория                                  не свыше 19

Артисты хора (все категории)                      не свыше 24

Артисты оркестра                                  не свыше 27

 

Театры музыкальной комедии

 

Артисты-вокалисты (солисты)

 

Высшая категория                                  не свыше 15

Первая категория                                  не свыше 18

Вторая категория                                  не свыше 20

 

Артисты балета

 

Высшая категория                                  не свыше 19

Первая категория                                  не свыше 21

Вторая категория                                  не свыше 22

Артисты хора (все категории)                      не свыше 26

Артисты оркестра                                  не свыше 28.

 

Выступления артистов вспомогательного состава в спектаклях всех театров нормой не ограничиваются.

  1. Учет выполнения норм выступлений в спектаклях устанавливается квартальный.
  2. Артистам-вокалистам (солистам) высшей категории (драматическое и колоратурное сопрано, драматический тенор, драматический баритон) норма уменьшается на одну единицу.
  3. Для артистов музыкальной комедии (не артистов-вокалистов) устанавливается месячная норма на два спектакля выше, чем для артистов-вокалистов.
  4. Для артистов оркестра, играющих на духовых, медных и деревянных инструментах, артистов высшей категории (концертмейстеров и их заместителей) месячная норма выступлений в спектаклях соответственно снижается на две единицы.
  5. Исполнение артистами балета высшей и первой категории в оперных спектаклях балетных партий в больших самостоятельных балетных сценах и дивертисментах, длительность которых составляет не менее 15 минут подряд, засчитывается за одну единицу норм. Во всех остальных случаях исполнение артистами балета высшей и первой категории балетных партий в оперных спектаклях засчитывается за 0,5 единицы нормы.
  6. Исполнение артистами балета высшей и первой категории театров оперы и балета больших самостоятельных балетных сцен и дивертисментов в спектаклях музыкальной комедии (оперетты) длительностью не менее 15 минут, а также исполнение артистами балета второй категории массовых сцен или дивертисментов в 2 актах этих спектаклей засчитывается за одну единицу нормы. Во всех остальных случаях участие артистов балета всех категорий в спектаклях музыкальной комедии засчитывается за 0,5 единицы нормы.
  7. Вызов артистов-вокалистов (солистов) и артистов балета музыкальных театров на спектакль для дежурства на случай замены (в запас) засчитывается за 0,25 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Участие артистов в елочных представлениях, кроме елочных спектаклей, проводимых на сцене или в фойе, засчитывается в месячную норму выступлений. При этом в течение дня каждое первое представление засчитывается за одну единицу нормы, каждое последующее — за 0,5 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Участие артистов в радиопередачах, телевизионных передачах, киносъемках, концертах, записях на пленку, организуемых непосредственно дирекцией театра, как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, засчитывается в их норму выступлений по месту основной работы.

При этом засчитывается:

за участие в радиопередаче — 1 единица нормы;

за выступление в смешанном концерте с отдельными номерами — 1 единица нормы;

за выступление с сольным концертом в одном отделении — 1,5 единицы нормы;

за выступление с сольным концертом в двух отделениях — 3 единицы нормы;

за участие в киносъемках каждый полный съемочный день — от 2 до 4 единиц нормы в зависимости от сложности и объема работы;

за запись на пленку продолжительностью до 1 часа — 1 единица нормы за каждый вызов; если же продолжительность записи при одном вызове составила свыше 1 часа — 2 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Артистам, участвующим в передачах, проводимых из студии телевидения, выступления засчитываются в установленную для них норму выступлений по месту основной работы.

(с изм. и доп., внесенными циркулярным письмом Минкультуры СССР от 07.09.1960 N 29-87)

 

Кукольные театры

 

  1. Для артистов кукольных театров устанавливаются следующие дневные охранные нормы выступлений в спектаклях:

продолжительностью до 1 часа 15 минут — не свыше 3 спектаклей в день;

продолжительностью более 1 часа 15 минут — не свыше 2 спектаклей в день.

  1. В праздничные и воскресные дни, а также в дни зимних и весенних школьных каникул указанные нормы могут быть увеличены не более чем на один спектакль в день.

В дни зимних и весенних школьных каникул запрещается привлекать артиста к выступлениям по повышенным нормам в течение 3 дней подряд.

В период гастрольных поездок привлечение артиста к выступлениям сверх установленной нормы, но не более чем на один спектакль, может быть допущено через день.

Во всех указанных случаях репетиционная работа не проводится.

 

Художественный персонал

 

  1. Для художественного персонала театров устанавливаются следующие годовые охранные нормы постановок спектаклей:

 

а) Театры оперы и балета

 

Главные  дирижеры, главные режиссеры, главные

балетмейстеры, главные художники                  не свыше 2

 

Дирижеры, режиссеры-постановщики, режиссеры,

художники-постановщики, балетмейстеры-

постановщики, балетмейстеры                       не свыше 3.

 

Нормы дирижирования спектаклями устанавливаются: для главных дирижеров — не свыше 9, для дирижеров — не свыше 12 в месяц.

 

б) Театры музыкальной комедии

 

Главные режиссеры, главные дирижеры, главные

балетмейстеры, главные художники                  не свыше 3

 

Режиссеры-постановщики, режиссеры, дирижеры       не свыше 4

 

Художники-постановщики, балетмейстеры-

постановщики, балетмейстеры                       не свыше 5.

 

Нормы дирижирования спектаклями устанавливаются: для главных дирижеров — не свыше 12, для дирижеров — не свыше 15 в месяц.

 

в) Драматические театры

 

Главные режиссеры, главные художники              не свыше 3

Режиссеры-постановщики, режиссеры                 не свыше 4

Художники-постановщики                            не свыше 5.

 

г) Кукольные театры

 

Для художественного персонала театров кукол устанавливается единая для всех театров охранная норма новых постановок — не свыше 4 спектаклей в год.

  1. Для помощников режиссеров и суфлеров музыкальных и драматических театров устанавливается охранная норма — 25 спектаклей в месяц.
  2. Учет выполнения норм дирижерам за дирижирование, помощникам режиссеров и суфлерам за проведение спектаклей устанавливается квартальный.
  3. При привлечении двух и более дирижеров музыкальных театров в концерты, проводимые дирекцией театра, им засчитывается в норму 0,5 единицы (каждому).
  4. Молодым специалистам (режиссерам, дирижерам, художникам и балетмейстерам), окончившим высшие театральные и музыкальные учебные заведения, устанавливаются следующие годовые нормы новых постановок спектаклей:

 

┌───────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────┐

│                           │В течение первого│В течение второго │

│                           │года работы после│и третьего года   │

│                           │окончания учебно-│работы после окон-│

│                           │го заведения     │чания учебного за-│

│                           │                 │ведения           │

├───────────────────────────┴─────────────────┴──────────────────┤

│                      Драматические театры                      │

├───────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────┤

│Режиссеры-постановщики     │    не свыше 2   │    не свыше 3    │

│Художники-постановщики     │    не свыше 3   │    не свыше 4    │

├───────────────────────────┴─────────────────┴──────────────────┤

│                   Театры музыкальной комедии                   │

├───────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────┤

│Дирижеры, режиссеры-поста- │                 │                  │

│новщики, балетмейстеры-пос-│                 │                  │

│тановщики                  │    не свыше 2   │    не свыше 3    │

│Художники-постановщики     │    не свыше 3   │    не свыше 4    │

├───────────────────────────┴─────────────────┴──────────────────┤

│                     Театры оперы и балета                      │

├───────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────┤

│Дирижеры, режиссеры-поста- │                 │                  │

│новщики, художники-поста-  │                 │                  │

│новщики, балетмейстеры-пос-│                 │                  │

│тановщики                  │    не свыше 1   │    не свыше 2    │

└───────────────────────────┴─────────────────┴──────────────────┘

 

Пониженные годовые нормы новых постановок распространяются на молодых специалистов, приступивших к работе в театре после окончания высшего театрального, музыкального учебного заведения в том же году и продолжающих работу в данном театре в течение 3 лет.

Молодые специалисты, оставившие работу в данном театре до истечения трехлетнего срока и перешедшие на работу в другой театр без соответствующего перевода, теряют право на сокращенную охранную норму постановок, и на них распространяется общее правило об охранных нормах постановок художественного персонала театров.

В целях создания необходимых условий для творческой работы и роста профессионального мастерства режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников, начинающих впервые работу в театре после окончания высшего театрального, музыкального учебного заведения, не должна допускаться загрузка молодых специалистов выше установленных для них сокращенных охранных норм постановок.

В случаях особой производственной необходимости молодому специалисту с разрешения вышестоящего органа культуры по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами может быть поручена сверх охранной нормы постановка не более одного-двух спектаклей с оплатой за переработку.

Оплата переработки охранных норм новых постановок молодым специалистам в этих случаях производится по истечении календарного года на общих основаниях из расчета основной годовой заработной платы специалиста, деленной на годовую норму новых постановок, установленных для режиссеров-постановщиков, балетмейстеров-постановщиков, дирижеров, художников-постановщиков.

  1. Постановка нового спектакля, состоящего из нескольких актов или одноактных пьес, засчитывается за 1 единицу нормы. В тех случаях, когда постановка такого спектакля осуществляется двумя или более постановщиками, каждому из них засчитывается соответствующая часть единицы норм в зависимости от объема и сложности работы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Новая постановка, осуществленная двумя режиссерами-постановщиками, двумя балетмейстерами-постановщиками или двумя художниками-постановщиками, засчитывается каждому из них в размере от 0,5 до 0,75 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Постановка балетных сцен в оперном спектакле засчитывается в размере от 0,25 до 0,6 единицы нормы в зависимости от сложности и объема работы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Капитальное возобновление постановки засчитывается за 0,5 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Постановка елочного представления засчитывается за 0,5 единицы нормы.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Работа режиссера и художника над гастрольным и выездным вариантами спектакля засчитывается в выполнение нормы по основному спектаклю и дополнительной оплате не подлежит.

(с изм. и доп., внесенными Положением об условиях труда работников театров, утв. Минкультуры СССР 22.08.1966)

  1. Постановка балетмейстером одноактного балета или режиссером одноактного спектакля каждому из них засчитывается по 0,25 единицы нормы.

В тех случаях, когда постановка одноактного балета или спектакля осуществляется двумя или более постановщиками, каждому из них засчитывается соответствующая часть единицы нормы постановки в зависимости от объема и сложности работы.

  1. Постановка отдельных танцев и балетных сцен в спектаклях театра музыкальной комедии (оперетте) засчитывается балетмейстеру-постановщику от 0,25 до 0,5 единицы нормы в зависимости от сложности и объема работы.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Министерства культуры СССР

от 21 июля 1983 г. N 414

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УТРАТИВШИХ СИЛУ ПРИКАЗОВ И ЦИРКУЛЯРНЫХ ПИСЕМ

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

 

  1. Циркулярное письмо Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры от 26 ноября 1957 г. N 28-140 «О нормах выступлений и нормах постановок творческих работников театров кукол».
  2. Приказ Министерства культуры СССР от 16 сентября 1958 г. N 646 «О нормах выступлений и нормах постановок некоторых категорий творческих работников театров».
  3. Приказ Министерства культуры СССР от 19 февраля 1963 г. N 65 «О нормах выступлений артистов в спектаклях и квартальном учете их выполнения».
  4. Приказ министра культуры СССР от 10 июля 1965 г. N 256 «О нормах постановок спектаклей для молодых специалистов: режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников».
  5. Приказ Министерства культуры СССР от 16 апреля 1970 г. N 194 «О нормах постановок художественно-руководящего персонала».
  6. Циркулярное письмо Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры от 23 августа 1971 г. N 29-112.
  7. Приказ Министерства культуры СССР от 22 ноября 1971 г. N 697 «О нормах постановок спектаклей художественно-руководящего персонала театров».
  8. Приказ Министерства культуры СССР от 14 июня 1972 г. N 326 «О нормах постановок художественно-руководящего персонала театров кукол».
  9. Циркулярное письмо Министерства культуры СССР от 23 марта 1973 г. N 29-33.
  10. Приказ Министерства культуры СССР от 26 мая 1977 г. N 403 «О дополнении к Приказу Министерства культуры СССР от 17 мая 1957 г. N 314».
  11. Указание Министерства культуры СССР от 24 сентября 1979 г. N 29-173 «О порядке зачета артистам балета театров оперы и балета в норму выступлений исполнения балетных партий в спектаклях музыкальной комедии (опереттах)».