Газета «Солидарность» Кого касается пенсионная реформа, что будет нового и что влияет на размер пенсии

По инициативе Центральной профсоюзной газеты “Солидарность” специалисты ПФР отвечают на вопросы по пенсионной реформе. Предлагаем вниманию посетителей сайта материал, опубликованный в №№13-16 газеты «Солидарность» за 2014 год.

Основные положения

КОГО КАСАЕТСЯ РЕФОРМА

В России разворачивается пенсионная реформа. В первую очередь реформа касается тех, кому до пенсии еще далеко, и, казалось бы, пенсионная тема пока не должна их волновать. Но в современном мире формирование пенсионных прав — это актуальный вопрос для людей всех возрастов, тем более что каждый из нас, осознанно или нет, уже участвует в этом процессе. А ответственный подход, основанный на знаниях, позволит эффективней формировать собственный пенсионный капитал. Работающие россияне, часть пенсионных прав которых будет формироваться после 2015 года, должны знать, по каким правилам это будет происходить.

 

Это знание особенно актуально для молодых людей, которые только начинают трудовую жизнь или вступят в нее в ближайшие годы. Именно их будущей пенсии предстоит формироваться по новой пенсионной формуле, о которой пойдет речь позже.

Между тем, реформа традиционно волнует тех, кто собирается выходить на пенсию в ближайшие годы или уже является пенсионером, то есть граждан, чьи пенсионные права сформированы полностью (или почти полностью) по прежним правилам. Важно понимать, что новая пенсионная формула напрямую не касается нынешних пенсионеров и тех, кто выйдет на пенсию в 2014 году, — ни при каких обстоятельствах их пенсия не будет уменьшаться.

Если вы еще не достигли пенсионного возраста, но большая часть вашего пенсионного капитала создавалась в старой системе, не волнуйтесь — все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и будут исполняться, то есть будут учтены в полном объеме.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РАЗМЕР ПЕНСИИ

Итак, с 1 января 2015 года в России начнет действовать новый подход к формированию пенсионных прав и начислению пенсий. Он позволит обеспечить адекватность пенсионных прав граждан их заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

На размер пенсии, рассчитанной по новой пенсионной формуле, в первую очередь будут влиять:

— размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты “серой” зарплаты), то скрытый заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;

— длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав; за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

— возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией;

— вариант пенсионного обеспечения, выбранный гражданином: а) формировать только страховую пенсию или б) часть страховых взносов работодателя направить на формирование накопительной пенсии.

ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

Первое положение. С 1 января 2015 года трудовая пенсия будет разделена на два самостоятельных вида — страховую пенсию и накопительную пенсию. Выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости и преобразование в самостоятельный вид пенсии происходит потому, что страховая и накопительная пенсии имеют разную природу происхождения и формирования.

Страховая пенсия формируется в солидарной системе: страховые взносы идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Накопительная пенсия не имеет солидарного характера по своей сути. Страховые взносы, направляемые на формирование накопительной пенсии, на выплаты текущих пенсий не идут. Эти взносы можно передать в управление компании, которая будет вкладывать средства в инвестиционные инструменты финансового рынка и тем самым увеличивать суммы с течением времени. И если страховая пенсия увеличивается за счет ежегодных индексаций и гарантирована государством, то накопительная пенсия не индексируется.

Второе положение. Отличается и расчет страховой и накопительной пенсий. С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия будет рассчитываться не в рублях, а в пенсионных коэффициентах, так называемых баллах.

В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии. Учет пенсионных прав в баллах, а не в “живых” рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Ведь очевидно, что один рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году. Объем пенсионных обязательств, который государство накопило перед каждым человеком, выражен в конкретных баллах, и все эти обязательства будут потом выполнены.

Максимальное число баллов, которые можно заработать за год, — 10. Условие назначения страховой пенсии по старости — набрать в течение трудовой жизни не менее 30 баллов. Расчеты минимального требования к количеству пенсионных коэффициентов были проведены исходя из того, что к 2018 году МРОТ достигнет величины прожиточного минимума пенсионера, что обеспечивает получение 30 пенсионных коэффициентов за 30 лет стажа. Но на практике очень трудно представить себе человека, который бы десятилетиями работал за зарплату в один МРОТ, если, конечно, речь не идет о тех, кто получает большую часть “в конверте”.

Установление порога в 30 пенсионных коэффициентов — это мера, призванная выводить зарплаты из тени. При увеличении одного параметра, например размера заработка, появляется возможность снижать другой. Заработать 30 балов можно и за три года, если работодатель уплачивает за гражданина страховые взносы с максимальной взносооблагаемой зарплаты.

На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла. Стоимость балла будет определяться правительством РФ ежегодно, и она будет ежегодно расти на уровень не ниже инфляции в предшествующем году.

К полученному прибавляется фиксированная выплата — это гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. Все вместе дает размер будущей страховой пенсии. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые “нестраховые периоды” присваиваются особые баллы, если в эти периоды гражданин не работал.

Основными условиями для возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

— достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин;

— наличие необходимого страхового стажа, который в течение 10 лет поэтапно будет увеличиваться — по 1 году в год: с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году;

— наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов. С 1 января 2015 года коэффициент установлен в размере 6,6, с последующим ежегодным увеличением до достижения 30 в 2025 году.

Третье положение — возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать или не формировать накопительную пенсию по обязательному пенсионному страхованию.

Важно: ни один гражданин не лишится уже сформированных пенсионных накоплений. Все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах и остаются под управлением государственной управляющей компании Внешэкономбанка, выбранного НПФ или частной УК.

Россиянам предоставляется право в течение 2014 — 2015 годов выбрать вариант пенсионного обеспечения: формировать накопительную пенсию или нет. При выборе варианта пенсионного обеспечения нужно помнить, что если вы приняли решение о формировании накопительной пенсии, то уменьшаются пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот. Какой вариант выгоднее — решает каждый сам для себя. При отказе от формирования накопительной пенсии ранее сформированные пенсионные накопления остаются в накопительной составляющей пенсии. Они будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появится право на страховую пенсию и он обратится за ее назначением. Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Для расчета накопительной пенсии граждан, выходящих на пенсию по достижении установленного возраста, ожидаемый период выплаты пенсии сегодня составляет 228 месяцев. С 1 января 2016 года он ежегодно будет устанавливаться федеральным законом.

Пока же, в 2014 году, новые поступления страховых взносов, которые сейчас идут в накопительную часть, будут временно переводиться в страховую часть. Пауза в переводе пенсионных накоплений в 2014 году в НПФ взята, чтобы повысить защищенность пенсионных накоплений, гарантировать их сохранность. В 2014 — 2015 годах будет проведена реорганизация НПФ и создана система гарантирования сохранности пенсионных накоплений. Граждане в 2014 — 2015 годах не потеряют в пенсионных правах, а в условиях замедления экономики и прогнозируемого снижения доходности от инвестирования пенсионных накоплений — с большой долей вероятности получат больше пенсионных прав.

ВАЖНО

— Пенсионный возраст не повышается.

— Пенсии нынешних пенсионеров не будут уменьшены ни при каких обстоятельствах.

— Пенсионные права, сформированные в баллах, будут увеличиваться за счет ежегодной индексации стоимости самого пенсионного балла.

— Пенсии работающим пенсионерам по-прежнему будут выплачиваться в полном объеме.

— Льготы при назначении пенсий “северянам”, “досрочникам” и прочие —

Что такое пенсионный коэффициент (балл)? Исходя из каких критериев будет рассчитываться его стоимость?

Пенсионный коэффициент (ПК) — это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен умноженному на 10 отношению суммы страховых взносов на формирование страховой части пенсии, уплаченных работодателем (работодателями) по тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%.

Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента. При равной зарплате годовой пенсионный коэффициент всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования накопительной пенсии.

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%). С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 (с 7,39 в 2015 году). Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений. Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет правительство РФ в соответствии с федеральным законом.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых ПК умножается на коэффициент за отложенную пенсию и на стоимость годового ПК, которая ежегодно устанавливается правительством РФ в соответствии с федеральным законом.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, которая в случаях обращения за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно) увеличивается на премиальный коэффициент.

За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если через 10 лет — фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая часть — в 2,32 раза.

После введения новой формулы: в какую часть пенсии лучше направить больше отчислений страховых взносов работодателя — в страховую или накопительную? Какой тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии выбрать — 0 или 6%?

Гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлена возможность в 2014 — 2015 годах выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10% до 16%.

Увеличивая процент тарифа на формирование накопительной части пенсии, гражданин уменьшает пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот.

Какой вариант выгоднее — решает сам гражданин. При принятии решения о выборе важно помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия — это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке.

Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в ПФР в размере 16% будут направляться на формирование страховой пенсии. Важно отметить, что даже в таком случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Сохранятся ли пенсионные права, заработанные гражданами до вступления в силу новой пенсионной формулы? Каким образом будут конвертироваться пенсионные права, заработанные до 2002 года, и права, заработанные с 2002 года до момента вступления в силу новой формулы?

Все сформированные на сегодня пенсионные права сохранятся, и ни в коем случае их размер не будет уменьшен. Это базовый подход, которым руководствовались при разработке нового порядка формирования пенсионных прав и исчисления пенсий.

Чтобы с 1 января 2015 года ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, в течение 2014 года будет проводиться конвертация пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года.

Конвертацию будет проводить Пенсионный фонд России в беззаявительном порядке. Обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно.

База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения (о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования), для того чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.

Как после введения новой формулы будут повышаться страховые пенсии? По каким правилам?

Как и раньше, страховая пенсия будет гарантированно увеличиваться государством минимум по росту потребительских цен за прошедший год (не ниже инфляции). Также ежегодно по инфляции будет увеличиваться и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Рост размера накопительной пенсии будет зависеть от уровня дохода при инвестировании средств пенсионных накоплений гражданина управляющей компанией (НПФ).

Сколько лет стажа и сколько пенсионных коэффициентов надо будет иметь для получения права на страховую пенсию? На что будут жить в старости те, кто не заработает минимально необходимый трудовой стаж?

С 2024 года минимальный страховой стаж для получения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет. При этом в 2015 году он будет составлять 6 лет и ежегодно будет увеличиваться на один год. Те, у кого к 2024 году страховой стаж будет менее 15 лет, будут иметь право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины), в то время как право на страховую пенсию возникает в 55 и 60 лет соответственно.

Второе условие для назначения страховой пенсии по достижении пенсионного возраста — это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.

Если гражданин признан в установленном порядке инвалидом, то ему сразу же назначается пенсия: страховая, если у него есть хоть один день трудового (страхового) стажа; или социальная, если стажа нет вообще.

Новая формула должна мотивировать людей на более поздний выход на пенсию. Насколько будет выгодно выходить на пенсию позже? Какие надбавки к пенсии будут за большой страховой стаж?

По новым правилам выходить на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией (но не более 10 лет) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если гражданин обратится за назначением страховой пенсии через 3 года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 10 лет, то фиксированный платеж будет увеличен в 2,11 раза, а страховая часть — в 2,32 раза.

Если гражданин обратился за назначением пенсии по прошествии более чем 10 лет со дня достижения пенсионного возраста, то применяется коэффициент как за 10 лет.

Будут ли с 1 января 2015 года сохранены пенсии для досрочников?

Досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме.

У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время на общественное и экспертное обсуждение вынесен законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Законопроект предусматривает механизмы стимулирования работодателей, которые предлагают своим работникам на вредных и опасных производствах участвовать в корпоративных пенсионных системах, что обеспечивает гражданам дополнительное пенсионное обеспечение сверх пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

Какой тариф страховых взносов будут платить работодатели?

В уплате страховых взносов ничего не изменится. Тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную пенсии по-прежнему составит 22% от базы для начисления страховых взносов до предельной величины облагаемой базы. Размер этой базы ежегодно индексируется государством (+10% с сумм, превышающих порог заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы).

Сегодня этот предельный годовой заработок составляет 568 тыс. рублей. При этом предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%: с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ — в течение 7 лет, с шагом 0,1 в год. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у более высокооплачиваемых работников формировалась в размере, адекватном их заработку.

Какие нетрудовые периоды будут засчитываться в стаж по новой формуле?

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж следующие социально значимые периоды жизни человека:

— период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

— период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудо-устройства;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

— период проживания супругов военнослужащих-контрактников вместе с супругами в местностях, где не было возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

— период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.

Будет ли в связи с введением новой формулы выплачиваться пенсия работающим пенсионерам? Будет ли она ежегодно дополнительно увеличиваться 1 августа?

Пенсия работающим пенсионерам будет выплачиваться в полном объеме. 1 августа будет проводиться ежегодная беззаявительная корректировка пенсии работающих пенсионеров. При этом максимальная прибавка к страховой пенсии работающего пенсионера от беззаявительной корректировки пенсии будет высчитана умножением 3-х пенсионных коэффициентов на стоимость пенсионного коэффициента на 1 августа года корректировки. Таким образом, ежегодная корректировка пенсий работающих пенсионеров сохранится в пределах денежного выражения 3-х пенсионных коэффициентов в год.

То есть пенсия работающих пенсионеров будет ежегодно расти не только за счет увеличения стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты, но и благодаря традиционной ежегодной корректировке в августе.

 

Новая формула будет введена сразу или планируется постепенный переход к новым правилам расчета пенсионных прав?

Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости будет введен с 1 января 2015 года. При этом новые правила начисления пенсии в полном объеме будут введены:

— в 2021 году в части доведения предельно облагаемой зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%, до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и доведения максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 в 2021 году;

— в 2025 году в части доведения минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимального количества сформированных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.

Новые правила исчисления пенсии в полном объеме будут действовать для граждан, которые начнут трудовую деятельность в 2015 году.

Какой будет фиксированная выплата в составе страховой пенсии для жителей северных регионов и приравненных к ним местностей?

Повышение фиксированной выплаты для “северян” будет осуществляться в том же порядке, что и определение фиксированного базового размера пенсий в действующем законодательстве.

 

Отменят ли с 1 января 2015 года “северный” коэффициент, применяемый в настоящее время к фиксированному базовому размеру трудовой пенсии?

В настоящее время “северный” коэффициент увеличивает фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. После введения нового порядка расчета пенсий к страховой пенсии также будет назначаться фиксированная выплата — аналог сегодняшнего фиксированного базового размера. Таким образом “северный” коэффициент сохранится и будет увеличивать фиксированную выплату на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает правительство РФ в зависимости от района проживания на период проживания “северян” в этих районах.

Это же правило будет распространяться на пенсии пенсионеров, которые переехали из района с обычными природно-климатическими условиями в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к ним.

Будет ли в России платиться по-прежнему социальная пенсия? И социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума?

Новая пенсионная формула не будет применяться к назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальной пенсии; формула предназначена исключительно для назначения пенсий гражданам, имеющим трудовой стаж.

При этом если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до ПМП в регионе. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки.

Изменится ли “период дожития” — ожидаемый период выплаты пенсии в новой пенсионной формуле?

Показатель “ожидаемый период выплаты” при расчете страховой пенсии за периоды страхового стажа после 1 января 2015 года применяться не будет.

При этом порядок расчета накопительной пенсии останется прежним, и ожидаемый период выплаты будет использоваться. Для расчета накопительной пенсии граждан, выходящих на пенсию по достижении установленного возраста, этот период сегодня составляет 228 месяцев. Если, например, обратиться за назначением накопительной части трудовой пенсии на три года позднее достижения пенсионного возраста, то сумма пенсионных накоплений делится на ожидаемый период выплаты пенсии, уменьшенный на 36 месяцев. Этот показатель ежегодно утверждается федеральным законом.

Как будут начисляться годовые пенсионные коэффициенты с 1 января 2015 года, если человек работает на двух работах?

По сумме двух заработных плат и, соответственно, уплаченных с них страховых взносов. При этом годовой пенсионный коэффициент в любом случае не может превышать значение 10 за год (10 — в 2021 году, 7,39 — 2015 году).

 

Как будут рассчитываться пенсии индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения?

Так же, как и пенсии работников по найму. Трудовая пенсия по старости будет трансформирована в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата. Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как и сегодня производится расчет накопительной части трудовой пенсии.

При расчете страховой пенсии будут учитываться длительность трудового стажа и возраст обращения за назначением пенсии, которые дают дополнительные коэффициенты, увеличивающие размер страховой пенсии и фиксированной выплаты, а также суммы страховых взносов, которые уплачивает самозанятое население. При этом для получения права на назначение пенсии индивидуальный предприниматель должен за трудовую жизнь заработать не менее 30 пенсионных коэффициентов и иметь минимум 15 лет страхового стажа.

 

Будет ли размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности зависеть от группы инвалидности?

Да. Фиксированная выплата будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а также наличия у инвалида нетрудоспособных иждивенцев.

Имея зарплату в 1 МРОТ, заработать право на пенсию по старости за 30 лет невозможно.

Расчеты минимальных требований к продолжительности стажа и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов были проведены исходя из того, что к 2018 году МРОТ достигнет величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, что обеспечивает получение 30 коэффициентов за 30 лет стажа.

На практике же трудно представить себе человека, который бы десятилетиями работал за зарплату в 1 МРОТ, если, конечно, речь не идет о тех, кто получает большую часть “в конверте”. Установление порога в 30 пенсионных коэффициентов — это мера, призванная выводить зарплаты из тени.

Вместе с тем появляется возможность, увеличивая один параметр, например размер заработка,  снижать другой. Заработать 30 баллов можно и за три года, если за гражданина уплачиваются взносы с максимальной взносооблагаемой зарплаты.

 

Будет ли сохранено право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно?

Да. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено: женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет; одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет; опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являвшемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет.

 

Каким образом и в какие сроки можно отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии? Что в этом случае произойдет с уже накопленными средствами?

Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014 — 2015 годах будет предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10% до 16%.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, тариф страховых взносов его работодателя в Пенсионный фонд России — в размере 22% — будет направляться на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Подать заявление об отказе от формирования накопительной части пенсии можно до 31 декабря 2015 года.

Все ранее сформированные пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, включая инвестиционный доход от их инвестирования, взносы в рамках программы софинансирования и суммы софинансирования государства, будут продолжать инвестироваться ПФР и НПФами и будут выплачены гражданам при их выходе на пенсию. Порядок назначения и выплаты сумм пенсионных накоплений не меняется.

 

Продолжает ли работу Программа государственного софинансирования пенсий?

Вступление в Программу государственного софинансирования пенсий новых участников прекращено 30 сентября 2013 года. Всем тем, кто стал ее участниками в установленном порядке, а это 15,8 млн россиян, государство обеспечит софинансирование взносов на будущую пенсию в течение 10 лет с года первого взноса — при условии, что их добровольные взносы составят не менее 2000 рублей в год.

ПФР продолжает прием и обработку платежей, разнесение их по индивидуальным лицевым счетам участников программы.

Бланк платежной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить как в территориальном органе ПФР по месту жительства или в самом банке, так и скачать в соответствующем разделе сайта Пенсионного фонда.

Государство в полном объеме осуществило софинансирование добровольных взносов участников Программы за 2009 — 2012 годы. Общий объем взносов государства составил 15,684 млрд рублей. В 2013 году участники Программы внесли на свои пенсионные счета 12,8 млрд рублей. Первый взнос по Программе тем, кто вступил в нее, но не сделал его ранее, можно внести в течение 2014 года.

 

Не случится ли так, что миллионы людей будут лишены права на пенсию по старости, потому что не смогут заработать либо 15 лет стажа, либо 30 пенсионных коэффициентов?

Для таких заключений не имеется оснований. В настоящее время средний стаж, с которым человек выходит на пенсию, составляет 34 года. Тем самым условие по 15-летнему стажу выполнимо. При этом необходимо учитывать, что в страховой стаж включаются не только периоды работы, но и так называемые нестраховые периоды, связанные с выполнением определенной общественно-полезной, социально-значимой деятельности. Таких периодов восемь: срочная воинская служба, безработица, уход за инвалидом или престарелым, детьми-инвалидами, временная нетрудоспособность, уход за детьми и др.

Что касается условия о наличии 30 пенсионных коэффициентов, то данная мера призвана легализовать рынок труда и обратить внимание граждан на важность “белой” зарплаты для формирования пенсионных прав, стимулировать граждан к законной занятости, к выходу “из тени”.

Отметим, что при получении гражданином средней заработной платы данное условие выполняется менее чем за 10 лет работы, а при зарплате не ниже максимально взносооблагаемой зарплаты — за 3 — 4 года даже в переходный период.

 

Выходит, что люди, выбравшие накопительную пенсию и отказавшиеся от ее формирования, ставятся в неравные условия? Ведь и те, и другие поставлены в единые условия назначения страховой пенсии — 30 пенсионных коэффициентов. И если при отказе от формирования пенсионных накоплений можно в год при высокой зарплате заработать 10 ПК, то при направлении в накопительную часть 6-процентного тарифа страховых сборов — только 6,25. При этом, не заработав права на страховую пенсию по старости, гражданин не получит и сформированные пенсионные накопления.

Исходя из самой природы права выбора, пенсионные права граждан, по собственному желанию формирующих пенсионные накопления, не могут формироваться идентично правам лиц, выбравших только солидарную пенсионную систему. Вопрос — как может лицо, направляющее 6 процентов тарифа страховых взносов на пенсионные накопления, то есть извлекающее их из общей солидарной системы обязательного пенсионного страхования, иметь одинаковый механизм формирования пенсионных прав с человеком, который в полном объеме направляет страховые взносы в распределительную систему? Такой подход нарушал бы принцип равенства в отношении участников распределительной солидарной пенсионной системы. Именно поэтому предусматривается, что максимальное количество пенсионных коэффициентов у лица — участника накопительной системы не может превышать 6,25 за год. Это математический расчет, исходя из величины индивидуального тарифа уплачиваемых страховых взносов.

Почему новая пенсионная формула сложная и непонятная? В ней много составляющих и много переменных. Обычный человек никогда не сможет рассчитать размер будущей пенсии, потому что никто не знает, какой будет стоимость пенсионного коэффициента.

Простых пенсионных формул нет, если речь идет об индивидуальном формировании пенсионных прав, а не о назначении социального пособия. Действующая пенсионная формула еще более сложная, обычный человек не может сам рассчитать размер своей будущей пенсии.

На первый взгляд, формула сложная для восприятия. Но это не так. Для того чтобы знать будущий размер своей пенсии, гражданин должен иметь данные о своей заработной плате, максимальной заработной плате, подлежащей обложению страховыми взносами, а также о стоимости пенсионного коэффициента, величине фиксированной выплаты. Все эти данные будут публичны, и заинтересованный гражданин вполне может их отслеживать. В отношении стоимости коэффициента надо знать главное правило — каждый год он будет расти, исходя из уровня роста цен в стране, то есть инфляции как минимум, и роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера. Поэтому, зная изначальную величину коэффициента и прогнозы по инфляции, реально определить его предполагаемый размер в конкретном году обращения за назначением пенсии.

Одновременно хотелось бы отметить, что учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в “живых” рублях (как сейчас), позволяет защищать пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2013 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году.

Стоимость пенсионного коэффициента (премиального и годового) будет ежегодно определяться федеральным законом. В 2015 году его стоимость — 64,10 рубля.

 

Действующая пенсионная формула фиксирует пенсионные обязательства государства перед человеком в рублях, а новая — в относительных величинах — в пенсионных коэффициентах; стоимость последних можно снижать по решению государства.

Это неправда, потому что стоимость балла всегда выражена в рублях.

Стоимостью балла манипулировать нельзя — она будет определяться правительством РФ в строгом соответствии с методикой и соответствующим федеральным законом, точно так же, как сейчас определяются уровни индексации расчетного пенсионного капитала и индексации пенсий. При этом стоимость балла будет ежегодно расти на уровень не ниже инфляции в предшествующем году. Из предлагаемых норм следует, что коэффициент следующего года никак не может быть ниже коэффициента предыдущего года, а только выше — поскольку учитываются инфляция и доходы Пенсионного фонда. (Если в ПФР пришло больше страховых взносов — значит, эти средства будут распределены в пользу застрахованных.)

 

Чем дольше люди работают, тем меньше пенсию они получат, потому что чем больше в системе копится индивидуальных коэффициентов, тем меньше стоимость одного пенсионного коэффициента. Пенсии будут снижаться.

Чем дольше люди работают, тем больше страховые платежи в Пенсионный фонд России, тем выше его доходы. Следовательно, тем выше стоимость пенсионного коэффициента, которая и зависит от доходов системы обязательного пенсионного страхования.

С другой стороны, существенный размер страхового стажа застрахованных лиц в условиях новой пенсионной формулы не приведет к значительному росту индивидуальных пенсионных коэффициентов в системе ввиду отсутствия в формуле повышающих коэффициентов за стаж до достижения пенсионного возраста. Прогнозное количество ИПК на 2015 год — 2864 млн ед., на 2030 год — 3377 млн ед.